Lada, Hyundai • Не верь глазам своим

Обычно развернутые статьи об итогах продаж в России мы пишем раз в квартал. Однако результаты августа оказались настолько примечательными, что мы не устояли. Тем для обсуждения возникло сразу несколько.

В последнем летнем месяце дилеры реализовали 138 670 новых автомобилей. Это на 19,4% меньше, чем годом ранее. Сама по себе цифра, конечно, внушительная, но давайте вспомним, что было в прошлые месяцы. В марте минус достиг 42,5%, после чего глубина падения в процентном выражении стабильно уменьшалась с каждым месяцем. Прощай кризис? Увы, нет.

Хотя бы потому, что анализ следует проводить не по одному параметру. К примеру, в апреле снижение спроса составило -41,5%, но в абсолютном выражении именно этот месяц стал худшим для российского рынка за всю десятилетнюю историю наблюдений Ассоциации европейского бизнеса, а отнюдь не март, показавший на один процентный пункт больше.

Вот и сейчас мы наблюдаем не оздоровление, а очередную агонию. Испугавшись очередного провала рубля и неизбежного повышения цен, за машинами устремились те, кто не сделал этого в конце 2014 года. Логика оказалась правильной: только за десять первых дней сентября прайс-листы переписали 20 автопроизводителей. Причем не только иностранных! «Лады», к примеру, успели подорожать дважды – с 1 августа и с 1 сентября.

За ажиотажем последует неминуемый спад, глубина которого может оказаться больше, чем в начале 2015 года. Эксперты осторожны в своих оценках. Самые оптимистичные гласят, что рынок понемногу приближается к точке равновесия в сложившихся условиях. Другие предрекают новые потрясения. Что повлияет на развитие ситуации известно – курс национальной валюты.

«Темпы падения продаж относительно прошлого года показали дальнейшее замедление в августе, что предполагает приближение рынка к некому равновесию на новом более низком уровне. Однако это не может произойти слишком быстро, так как колебания валютного курса оказывают сильнейшее влияние на текущее поведение покупателей и спрос на товары с высокой стоимостью, такие, как автомобили. Недавнее резкое ослабление рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение. Будьте готовы к еще одному заезду на американских горках», — комментирует августовские итоги председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Есть о чем крепко задуматься руководству АвтоВАЗа. До середины лета позиция производителя, если говорить упрощенно, была следующей: у нас все хорошо, так как наше падение продаж ниже, чем у рынка в целом. Вот только ориентироваться российскому автогиганту нужно не на всех конкурентов, а на двух ближайших преследователей – корейские Hyundai и Kia. А у них дела обстоят заметно лучше, чем у тольяттинцев.

За восемь месяцев, прошедших с начала года, рынок просел на треть, «Лада» — на 26%, идущий вторым Kia – на 16%, а «бронзовый» Hyundai – всего на 11%. Не нужно иметь высшее математическое образование, чтобы понять: разрыв между бессменным лидером и агрессивными иностранцами сокращается. Если за аналогичный период прошлого года АвтоВАЗ реализовал 247,3 тысячи автомобилей, а Kia 122,9 тысячи, то сейчас аналогичные показатели – 181,8 и 103,6 тысячи.

Если посмотреть только на результаты августа, то здесь ситуация для тольяттинцев еще хуже. Во-первых, снижение реализации «Лад» уже оказалось больше среднерыночного, -24% против -19,4%. Во-вторых, корейцы снова выступили лучше. У Hyundai -6%, а марка Kia вовсе сумела вырасти на 3%.

Но истинный масштаб бедствия АвтоВАЗа открывается, если взглянуть на статистику продаж конкретных моделей. В июле «Гранта» была в очередной раз свергнута с первого места, причем сразу на третье. Бюджетную отечественную модель сумели обойти и Hyundai Solaris, и Kia Rio! А после подведения августовских итогов стало ясно: это уже не единичный случай, а тенденция. «Солярис» вновь оказался лидером, а «Рио» проиграл «Гранте» меньше 1%. При этом российская модель просела на 2,8 тысячи машин, а «корейцы» прибавили по 1,5 и 3,0 тысячи.

С января по август в России продано 81,7 тысячи «Грант», 74,5 тысячи «Солярисов» и 60,8 тысячи «Рио». Пока у «Лады» есть преимущество, но оно тает с каждым месяцем. Если ситуацию не удастся переломить (а предпосылок к этому пока не видно), по итогам года российская модель вполне может оказаться на втором, а то и на третьем месте.

Но Lada Granta – это лишь один из поводов для беспокойства автогиганта, хотя и самый главный. Остальные модели тоже не могут похвастаться успехами. Соплатформенная «Калина» в августе добралась лишь до десятого места в рейтинге популярности, пожилая «Приора» просела почти вдвое и сумела удержаться только на 21-й позиции…

Конечно, у «Лады» есть сразу две карты в рукаве. В середине ноября стартуют продажи седана «Веста», а в начале 2016-го появится «высокий городской хэтчбек» XRay. Как к ним отнесутся покупатели, пока неясно. АвтоВАЗу еще предстоит доказать, что эти модели ни в чем не проигрывают иномаркам и достойны продаваться по одной цене с ними. Если надежда на них не оправдается, то в следующем году нас может ждать смена лидера по продажам не только в модельном зачете, но и среди марок. Кризис на рынке, очевидно, продолжится и весь 2016 год, а корейцы уже показали, что умеют справляться с ним лучше, чем АвтоВАЗ.