Как стало известно на этой неделе, в структурах МВД России готовится новый ГОСТ на автомобильные и мотоциклетные номерные знаки. Разработкой свежей редакции стандарта занялся Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения (НИЦ БДД). Ныне действующий ГОСТ-50577 вступил в силу в 1993 году. Тогда, напомним, был совершен переход с регистрационных знаков родом из СССР («буква – четыре цифры – две буквы» для частных автомобилей и «четыре цифры – три буквы» для зарегистрированных на юридические лица) на жестянки с кодом региона. Сейчас необходимость пересмотра требований связана с рядом накопившихся проблем.
Спустя 23 года чиновники «неожиданно» осознали, что утвержденный размер квадратных регистрационных знаков великоват для многих мотоциклов, не говоря уже о маленьких скутерах. Подавляющее большинство продаваемых и эксплуатируемых в России байков импортного производства, и площадка под номер у них меньше, чем требуется. Иногда проблему удается решить покупкой простейшей рамки-переходника за две-три сотни рублей. Однако такой выход есть не всегда. Владельцам приходится заниматься «колхозом», зачастую подгибая жестянку или просверливая в ней дополнительные отверстия. Оба действия запрещены и могут обернуться штрафом на дороге или отказом в выдаче диагностической карты. Кроме того, крупный номер создает большое сопротивление воздуху на скорости. Не рассчитанный на такое давление кронштейн может лопнуть и оторваться. А потерять единственный регистрационный знак для мотоциклиста чревато уже лишением прав за умышленное сокрытие.
В новой редакции ГОСТ двухколесному транспорту выделят номерные знаки уменьшенного размера. Это соответствует практике зарубежных стран, где на мотоциклы и скутеры устанавливаются очень компактные по габаритам «жестянки», не выходящие по ширине за пределы штатного кронштейна или крыла.
«Уменьшение номерного знака будет правильным решением, которое будет стимулировать мотоциклистов устанавливать его на штатное место. Мы сталкиваемся с тем, что большие номерные знаки становятся источником заметной вибрации или причиной трещин на заводском кронштейне для номера», – поддержал идею глава BMW Motorrad в России Владимир Чайковский.
Наконец-то вспомнили о владельцах автомобилей, ввезенных подержанными из США и Японии. В этих странах используются узкие номерные знаки, и установка российских табличек в штатные задние ниши в большинстве случаев невозможна. Проблемы те же, что и у мотоциклистов: гнуть нельзя, сверлить нельзя, но установить на место и обеспечить подсветкой необходимо. Выход, конечно, есть в виде всевозможных рамок и адаптеров, но выглядят они в большинстве случаев неэстетично. В НИЦ предлагают снять запрет на дополнительные отверстия в жестянках, что даст автомобилистам больше свободы при их установке.
Кроме того, могут быть введены в стандарт номерные знаки иных размеров, которые идеально встанут в ниши японских и американских машин. Подобное практикуется, к примеру, в соседней Белоруссии и в европейских странах (в частности, в Германии и Великобритании). Ведь все идет к тому, что в ГИБДД при регистрации автомобиля будут только присваивать определенное сочетание букв и цифр, а заказывать таблички будет уже сам владелец в специализированной фирме. Так почему бы не дать ему право выбрать нужную форму, если все символы на ней совпадают с выданными документами?
Третий пункт нового ГОСТ касается спортивных автомобилей и ретро-техники. Первым необходимо периодически ездить по дорогам общего пользования или пересекать границу для участия в соревнованиях за рубежом. Вторые ездят, возможно, чуть чаще, но это, как правило, летние прогулки выходного дня для удовольствия владельца или всевозможные ралли. Суть одна: эти две категории машин появляются на дорогах нечасто, но сейчас вынуждены соответствовать общим требованиям. С введением для них отдельного вида номерных знаков можно дать гоночным и ретро-автомобилям определенные поблажки по налогам, техосмотру и страховке. Взамен появятся некоторые ограничения: ездить не более определенного количества дней в году, не далее какого-то расстояния от места жительства собственника, только по выходным дням и т.п. Отметим, что пока это лишь примеры возможных льгот и ограничений, которые только предстоит обсудить.
Как и мотоциклисты, представители сообществ владельцев классических и спортивных автомобилей предложенные НИЦ нововведения восприняли положительно. Это снимет с фанатов автостарины ряд проблем, связанных с регистрацией восстановленных с нуля машин, а спортсменов избавит от головной боли с постановкой на учет фактически самодельных конструкций.
Сообщается, что эскизы новых номеров уже разработали в Российской автомобильной федерации (РАФ) и направили их в МВД. Пресс-служба Росстандарта пояснила, что пересмотр ГОСТ-50577 заложен в план на 2017 год. Публичное обсуждение первой редакции стандарта должно начаться в сентябре 2017 года, окончательная редакция будет готова в мае 2018-го,а утверждение запланировано на октябрь того же года. После этого, через 3-18 месяцев документ может вступить в силу.
Отметим, что одновременно может быть пересмотрен общий формат номерных знаков. Сегодня автомобили в России можно ставить на учет в любом регистрационном подразделении на территории страны. Соответственно, код региона потерял смысл, и вместо него было бы логичнее ввести дополнительные поля для букв и цифр, увеличив тем самым номерную емкость.