Госдума утвердила новые правила регистрации транспорта

Не так давно в правила регистрации транспортных средств уже внесли очень важное изменение. Теперь поставить на себя машину или мотоцикл можно в любом подразделении ГИБДД на территории страны вне зависимости от места жительства владельца. Номерные знаки выдадут с тем кодом региона, где проходит процедура, но зарегистрированным автомобиль окажется там же, где и его владелец. От последнего зависит стоимость ОСАГО и размер транспортного налога: они отличаются в разных регионах России.

На этой неделе Госдума приняла в третьем, окончательном чтении целый пакет поправок в процедуру постановки на учет. Первое и главное новшество: дилерам разрешают заниматься регистрацией машин. Покупатель будет уезжать из салона уже на автомобиле с номерами. Да, такая практика существует и сегодня, но она, скажем так, не совсем официальна. Фирмы идут на различные ухищрения, «договариваются», ибо разрешенного законом варианта поставить транспортное средство на учет, не показывая его сотрудникам МОТОТРЭР нет. Однако услуга существует и по понятным причинам стоит заметно дороже официального размера госпошлин.

Новый порядок будет действовать только для новых машин и мотоциклов. Все логично: у подержанного экземпляра надо проверить историю, юридическую чистоту, наличие долгов у прежнего владельца, фактов запрета на регистрационные действия. А новый аппарат получил ПТС непосредственно от производителя, и его история чиста по определению. Хотя нельзя исключать, что и вторичный рынок со временем приобщится к новой практике. Ведь даже для работы со свежими автомобилями дилеру придется обучить сотрудников и получить статус «специализированной организации», которой разрешено проводить регистрацию транспорта. Частники проверят документы и передадут их в ГИБДД, получив обратно уже полный пакет для владельца. Стоимость процедуры установит государство: тариф определит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Еще одно новшество заключается в введении двух разных терминов: «регистрационный номер» и «государственный регистрационный знак». Первый обозначает сочетание букв и цифр, присвоенное машине или мотоциклу в ГИБДД. Его электронная система выдаст автоматически, в порядке одной ей ведомой очереди. За вторым понятием кроются сами «жестянки», которые вешаются на транспортное средство. Их больше не будут выдавать в автоинспекции. С полученными документами и прописанным в них номером владелец пойдет в фирму по изготовлению номеров, где и получит таблички. Есть опасения, что из-за этого стоимость последних заметно вырастет. Уже сегодня изготовление дубликатов стоит заметно дороже, чем выдача номеров в ГИБДД. Но и тут предельный тариф пропишет ФАС: зарваться коммерсантам не дадут.

Поправки вводят понятие «электронный ПТС». Россия вроде как запустила проект по их внедрению с 1 июля, но пока о ходе его реализации ничего не слышно. Бумажные ПТС не отменяют и не запрещают. Менять их в принудительном порядке не нужно. Более того, они все еще выдаются, так что полная замена реального документа на электронный произойдет еще очень не скоро. И это хорошо: будет время привыкнуть к новшеству и устранить «косяки», которые неизбежно возникнут при его внедрении.

А еще принятый Госдумой закон запрещает регистрировать автомобили и мотоциклы на детей в возрасте до 16 лет. До сих пор некоторые уходили таким способом от оплаты штрафов и налогов, ведь несовершеннолетних нельзя привлечь к административной ответственности.

Поправки должны еще пройти одобрение в Совете Федерации и поступить на подпись к президенту. А МВД должно разработать некоторые сопутствующие акты и документы. Так что внедрение новшество – вопрос решенный, но их реализация, скорее всего, начнется не раньше зимы. Эксперты практически единогласно оценивают поправки положительно, ведь они облегчат автомобилистам жизнь. Единственный минус мы уже упомянули: постановка на учет, скорее всего, станет дороже. Заплатить придется и дилеру, и пошлину государству, и конторе по изготовлению номеров.

Кстати, одна норма из документа в процессе обсуждения исчезла. Речь идет об официальных аукционах по продаже «красивых» номеров. И это странно, ведь поручение проработать вопрос Владимир Путин дал еще восемь лет назад (тогда он пребывал в статусе премьер-министра).

«Первого августа 2010 года председатель правительства Путин подписал распоряжение, в котором дается прямое указание разработать порядок, устанавливающий правила организации проведения открытых аукционов по присвоению государственных регистрационных знаков транспортным средствам. За восемь лет правительство не сделало ничего», — отметил представитель ЛДПР.

Госдума поручила комитету палаты по транспорту совместно с правительством разработать законопроект о проведении аукционов автомобильных номеров. Председатель профильного комитета Евгений Москвичев отметил, что поддерживает это предложение ЛДПР. Идея давно обсуждается, и необходимо сделать так, чтобы деньги от продажи шли в бюджет, а не тем людям, которые сейчас этим занимаются и предоставляют услуги по подбору таких номеров.