Упомянуть в рамках одной статьи все существующие исполнения «Нивы» невозможно. Слишком много их было, есть и, надеемся, еще будет в дальнейшем. Остановимся лишь на самых интересных или оставивших заметный след в истории.
Собственно, с необычной машины история «Нивы» и началась. Два прототипа ВАЗ-Э2121 вышли на испытания в 1972 году. Кузов и трансмиссия не имели ничего общего с теми, что оказались впоследствии на серийной «Ниве». Первый был донельзя примитивным и был нужен по сути только для того, чтобы прикрыть агрегаты. Вторая могла иметь три типа привода: передний, задний или полный! Из-за сложности конструкции и компоновочных соображений в итоге от такой схемы отказались, и внедорожник получил постоянный привод на все колеса. Кстати, один из двух прототипов был окрашен в зеленый цвет, за что и получил прозвище «крокодил».
С 1976 по 1986 годы в Тольятти было построено чуть меньше трех десятков автомобилей-амфибий ВАЗ-2122, также известных как проект «Река». Официально эту машину адресовали охотникам и рыболовам, на самом же деле ее разрабатывали для армии. Всего было шесть серий, каждая из которых представляла собой доработанный вариант предыдущей. Основной проблемой, которую решали конструкторы, было охлаждение агрегатов, скрытых в герметичном корпусе кузова. Автомобили последних серий успешно прошли весь цикл испытаний, получили одобрение комиссии и были рекомендованы к производству и принятию на вооружение. Однако ни ВАЗу, ни Министерству обороны на финальном этапе стало неинтересно вкладывать шесть миллионов тогдашних рублей в подготовку к серийной сборке модели. И проект, готовый и получивший «зеленый свет», положили на полку. Несколько сохранившихся прототипов сейчас находятся в музеях.
Еще одна непохожая на себя «Нива» — минивэн ВАЗ-2120 «Надежда». Его выпускали в 1998-2006 годах, однако общий тираж составил всего около восьми тысяч автомобилей. Казалось бы, в России должны были очень тепло принять полноприводник, который, в отличие от тесной «Нивы», мог перевозить до семи человек или, если сложить сиденья, немалый объем груза. Но машина «не пошла». Виной тому было хромающее качество сборки, слабый двигатель (карбюраторный 1.8 или впрысковый 1.7) и общая неготовность россиян покупать минивэны. Добавим сюда и откровенно страшный дизайн дорестайлинговой версии с четырехфарным освещением. Замена оптики на «десяточную» облагородила передок, но популярности модели не прибавила. А ведь за пассажирской модификацией должны были последовать фургон, пикап и несколько специальных исполнений, включая такси. Теперь тольяттинский вэн – всего лишь редкий гость досок объявлений о продаже подержанных машин, представляющий, несмотря на мизерный тираж, нулевую ценность для коллекционеров.
Под именем «Тарзан» с 1997 по 2006 годы компания «Лада Консул» собрала несколько сотен рамных внедорожников. Под кузовом «Самары», а также хэтчбека или универсала «десятого» семейства скрывалась оригинальная рама и знакомые по «Ниве» агрегаты: двигатель, коробка передач, узлы полного привода. Чтобы гармонично сочетать легковой кузов с высоким внедорожным шасси, применялся пластиковый обвес кузова.
Фирма «Бронто» из Тольятти производит широкую гамму доработанных «Нив» (в том числе бронированных), но основную известность получил ее снегоболотоход «Марш». Он обладает феноменальной проходимостью и за счет шин сверхнизкого давления не разрушает верхний слой почвы. Гиганта можно заказать на базе любого из серийных кузовов «Нивы»: трех- или пятидверного, пикапа и т.п. Двигатель остается без изменений и способен разогнать вездеход до 70 км/ч.
Еще одна интересная работа «Бронто» — «Ландоле». Внедорожник лишился боковых дверей, зато обрел встроенный трубчатый каркас безопасности, мощный кенгурятник и усилитель руля. Это сейчас последний не удивляет ни на «Ниве», ни на «Ладах» в целом, а в 1998-м, когда появился «Ландоле», это все еще был атрибут роскоши. Если верить официальному сайту производителя, то сегодня эта машина не производится.
Как и любой советский автомобиль, «Нивы» шедшие на экспорт отличались от своих «сестер», продававшихся в Союзе. Львиную долю доработок делали не на конвейере, а сами импортеры. Минимальный объем вмешательства подразумевал пластиковый обвес кузова, «породистые» диски и шины, облагороженный салон. Но были и уникальные продукты. Так, в Норвегии «Ниве» поднимали крышу и демонтировали заднее сиденье. Получалась коммерческая двухместная машина, которая имела льготы по налогам. К слову, подобные версии на базе хэтчбеков В- и С-классов в Старом Свете до сих пор популярны.
В Канаде и Австралии делали пикапы с удлиненным задним свесом. В СССР превратить «Ниву» в пикап так и не додумались, и идею реализовали уже в России. Сначала в 1990-е появился утилитарный «Бизон» с отдельным кузовом и задней рессорной подвеской. Чуть позже пошел в серию ВАЗ-2329 (ныне – Lada 4×4 Pickup) с интегрированным кузовом и стандартной ходовой частью. Согласно международной классификации, кабина у него «полуторная»: двухдверная, но с двумя рядами кресел. Поначалу выпускалась и короткая версия, рассчитанная только на водителя и одного пассажира, но спросом она не пользовалась.
Ну а самое большое разнообразие представляют собой «Нивы»-кабриолеты. Их строили в Германии, Франции, Голландии, Канаде. Варианты были различные, но неизменно пользовались спросом. Недорогой внедорожник, адаптированный для веселого активного отдыха казался европейцам отличным приобретением.
А закончим обзор, пожалуй, самой необычной «Нивой». Кемпер Auviga построили в Прибалтике. Для начала стандартную трехдверку превращали в пикап, а затем на него «надевали» жилой модуль с третьей осью. В теории путешественник мог оставить «дом» на стоянке, а сам налегке отправиться на осмотр местных достопримечательностей.