Реформа ОСАГО: далеко ли до финиша?

В конце марта президент Владимир Путин подписал поправки в закон об ОСАГО. С пятницы, 28 апреля, страховые компании перестанут выплачивать компенсации владельцам пострадавших в авариях машин по новым полисам автогражданки. Вместо этого они получат направление на сервис. Однозначно хорошей стороной нововведения является отмена коэффициента износа: ремонт будет производиться с использованием новых запчастей, и доплачивать за них из своего кармана не потребуется.

С другой стороны, эксперты отрасли и автомобилисты справедливо опасаются, что страховщики начнут сотрудничать с сомнительными мастерскими, и устранение возможных недостатков ремонта обернется большой головной болью. Кроме того, в регионах вряд ли получится выполнить требования о максимально допустимой удаленности сервиса от места ДТП или проживания потерпевшего. Однако ответы на все эти вопросы мы сможем получить только после того, как новая система начнет работать, и накопится некоторая статистика.

Пока же встала другая проблема. Закон не уточняет порядок урегулирования убытка, если полис, купленный 28 апреля или позднее, есть только у одного участника аварии. Так в каком случае пострадавший может рассчитывать на ремонт, а когда ему придется по-старинке получать возмещение деньгами? Центробанк, страховые компании, РСА и эксперты рынка разошлись во мнениях, единой позиции не выработано. Об этой юридической тонкости заговорили на прошлой неделе, однако и сегодня, за два дня до начала действия поправок, никаких разъяснений не поступило. Страховщики собираются выдавать направление, если договор по новым правилам заключен у невиновной стороны, т.к. при системе прямого возмещения убытка она обращается в свою страховую компанию. ЦБ считает, что купленный после 28 апреля полис должен быть у любого из участников столкновения, вице-президент Ассоциации защиты страхователей Инна Жаврид – у обоих, а в РСА свою позицию пока не сформулировали.

Между тем, в министерстве финансов готовят очередные изменения. Вкратце: они призваны либерализовать рынок, обострить на нем конкуренцию, дать потребителям больший выбор.

Первая идея предполагает сначала увеличить лимит выплат при оформлении аварий по европротоколу (без вызова автоинспекторов), а к 2020 году вовсе его отменить, приравняв к максимальной границе по ОСАГО – 400 000 рублей. Сейчас он составляет скромные 50 тысяч рублей, которых при нынешних ценах хватит разве что на исправление совсем небольших повреждений. Формально можно получить до 400 тысяч, если предоставить фото- и видеозаписи происшествия, а также зафиксировать его координаты. Однако сами страховщики прямо говорят, что на практике это не работает, и автомобилисты могут претендовать на 50 тысяч максимум.

«Один проект поправок у нас связан с расширением использования европротокола. Необходимо прийти к тому, чтобы по европротоколу можно было оформлять все, как по каско. В идеале мы должны это делать даже без наличия согласия сторон, если оба автомобиля – участника ДТП будут оборудованы устройствами системы ЭРА-ГЛОНАСС. Мы надеемся, что с 2020 года придем к тому, чтобы не было ограничений выплат по европротоколу в переделах лимита по ОСАГО. Конечно, если в аварии участвовали два автомобиля и нет пострадавших. На самом деле подавляющее большинство аварий как раз такие», — пояснил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.

Впрочем, страховщики к такой либерализации явно не готовы. Они пеняют на огромное число мошенников, которые умудряются «подделывать» даже официально оформленные ДТП. Расширение возможностей европротокола откроет для них новые горизонты заработка. Впрочем, бороться с такими преступлениями как раз и призваны поправки о натуральном возмещении. Если машина отправится на ремонт по безналичному расчету, то ловкачам станет неинтересно заниматься «подставами». Кроме того, Алексей Моисеев обмолвился о неких ограничениях, которые собираются ввести законодатели.

Как ожидается, переход к выдаче направлений в сервис искоренит и другую напасть страховщиков – автоюристов. Игроки рынка ожидают, что количество исков сократится, а суды перестанут приговаривать их к выплате многократно завышенных сумм на восстановление машины. Правда, сами юристы уверены, что без клиентов не останутся: к ним станут приходить недовольные качеством ремонта. В том, что таких людей будет немало, сомневаться не приходится.

Грядет и значительное расширение предложения на рынке. В частности, могут появиться полисы ОСАГО на три года, договоры с разной степенью защиты вплоть до дорогих по схеме каско+ОСАГО. Наконец, тарифы могут окончательно отпустить в «свободное плавание». Сегодня, напомним, у страховщиков есть коридор базового тарифа, за счет которого они могут играть с финальной ценой полиса.

«Вводятся элементы либерализации в части оформления ОСАГО, то есть можно будет приобрести полис ОСАГО на три года и получить страховку типа «голд». Появится возможность купить ОСАГО плюс каско в одном договоре, то есть комплексное автострахование. Вообще в рамках нашей стратегии развития страховой отрасли от прямых жестких обязательных видов страхования перейдем к обязанности страховать определенную ответственность. Это очень важная вещь», — рассказал Моисеев.

Согласно задумке чиновников, участники рынка ОСАГО станут вольны в выборе набора продуктов и их стоимости к 2021 году. В теории предполагается обострение конкуренции за счет качества обслуживания клиентов. Однако подозреваем, что может последовать дружный рост цен у всех компаний без адекватного прогресса в качестве услуг.