Двухколесный сезон: велосипедисты на дорогах

Начнем с самого главного. Как только разговор заходит о дорогах общего пользования, а не парке или детской площадке, велосипед превращается из игрушки в транспортное средство, а велосипедист – в «лицо, управляющее велосипедом», то есть в водителя. Со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. В ПДД все соответствующие термины расшифрованы в п.1.2.

На любом велосипеде выезжать на улицы нельзя. В документе с длинным названием «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» прописаны минимальные требования к ним. Согласно п.6, велосипед должен «иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета».

Как видите, требования действительно скромные. Как правило, докупить к штатной комплектации велосипеда придется только осветительные приборы. Закон, конечно, обязывает использовать их только в темноте, но пример автомобилей показывает, что нелишне будет дополнительно обозначить себя и днем. Это вклад в активную безопасность.

Об экипировке в документе нет ни слова. Здравый смысл подсказывает, что, выезжая на территорию автомобилей необходимо надеть как минимум шлем и яркий светоотражающий жилет. Защита коленей, локтей и кистей – по желанию и в соответствии с собственным инстинктом самосохранения. ПДД лишь рекомендуют в п.24.10 в темное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств».

Теперь разберемся с тем, где велосипедистам можно ездить. Детям в возрасте до семи лет ПДД не разрешают покидать чисто пешеходные зоны. Им предписано кататься только «по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон». Для велосипедистов 7-14 лет правила те же, но с двумя оговорками: им не нужно придерживаться пешеходной стороны на велопешеходных дорожках, а также можно выезжать на чисто велосипедные дорожки. После 14 лет велосипедисты приравниваются к взрослым, и для них отведены велосипедная и велопешеходная дорожки, а также полоса для велосипедистов.

Напомним, что в российских ПДД велосипедная дорожка и велосипедная полоса – разные термины. Первое – это «конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1». Второе – отдельная полоса на проезжей части, для которой существует знак 5.14.2 (по аналогии с автобусной полосой). И тех, и других негусто даже в столице, но разницу в терминах знать нужно.

Велополоса (фото вверху) и велодорожка (фото внизу) с соответствующими дорожными знаками.

Есть в Правилах дополнительные оговорки на случаи, если специализированных дорожек и полос для педального транспорта на улице нет. Детям до 14 лет выезжать на нее запрещено вообще. Велосипедисты старше 14 лет могут использовать для движения правый край проезжей части, обочину, тротуар или пешеходную дорожку. В последних двух случаях поблажка делается также для тех взрослых велосипедистов, которые сопровождают велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозят ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом. Можно ездить на велосипеде и по выделенной полосе для общественного транспорта, если она расположена вдоль правого края проезжей части. При этом в законе отдельным пунктом прописано: если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями ПДД для пешеходов.

При езде по дорогам велосипедисты должны руководствоваться основными правилами для автомобилей в части маневрирования, проезда перекрестков и пешеходных переходов, соблюдения сигналов светофоров и регулировщиков. Однако есть ряд специфических запретов, действующих для водителей велосипедов. Пунктами 24.8 и 24.9 Правил им запрещается:

  • буксировать велосипеды и мопеды, а также буксировать велосипедами и мопедами, кроме буксировки — прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом;

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих — более одной полосы для движения в данном направлении;

  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Все запреты очевидны, но последний требует пояснений. При пересечении дороги по «зебре» велосипедист обязан превращаться в пешехода: сходить на землю и катить свое транспортное средство руками. Эту норму «педальные» нарушают сплошь и рядом, что часто приводит к ДТП: автомобилисты, даже притормаживающие перед переходом, не ожидают увидеть столь быстрого «пешехода», и происходит столкновение. ГИБДД на подобных нарушителей внимания не обращает, что порождает чувство безнаказанности.

Ответственность за нарушение ПДД велосипедистами уместилась всего в один пункт КоАП. По ч.2 ст.12.29 за любой проступок им полагается штраф в размере 800 рублей, за то же самое, но в состоянии алкогольного опьянения ч.3 ст.12.29 «жестко» наказывает на 1000-1500 рублей. Понятно, что никаких других санкций не предусмотрено: прав-то на управление велосипедом нет, и лишать нечего.

В случае ДТП с участием велосипеда и автомобиля возмещение ущерба происходит по разным алгоритмам в зависимости от ситуации. Если виноват водитель машины, то работает его полис ОСАГО. Если велосипедист, то он оплачивает ремонт добровольно или в судебном порядке, как это урегулировали автолюбители до прихода обязательной страховки. Европротоколом разойтись не получится, ведь у одного из участников полиса ОСАГО не может быть по определению.

Важная оговорка: автомобиль, является источником повышенной опасности, а велосипед – нет. Посему ответственность владельца автомобиля наступает независимо от его вины в ДТП (согласно ст.1079 и 1100 ГК РФ). Для освобождения от ответственности полностью или частично придется доказать, что «вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла самого потерпевшего» или если ДТП произошло «по грубой неосторожности потерпевшего».

Подытожим написанное. Согласно ПДД, велосипедисты должны ехать справа, так что особенно осторожным необходимо быть при перестроении в правую полосу и поворотах направо. В силу полного равнодушия ГИБДД к любителям педального транспорта, соблюдать описанные выше Правила многие из них считают излишним. Как результат – львиная доля заботы о здоровье и безопасности велосипедистов ложится на плечи водителей машин. Особенно двухколесные не любят спешиваться на «зебре», пропускать пешеходов, двигаясь по дороге, и останавливаться на красный свет. Дополнительную несправедливость вносит тот факт, что российские законы ставят эти две категории участников дорожного движения в неравное положение по степени «повышенной опасности». Так что автомобилистам остается пожелать быть внимательнее и в летний сезон тщательнее смотреть по сторонам.