За долгую зиму автомобилисты отвыкают, что на дороге они могут быть не одни, а мотоциклисты забывают часть навыков безопасного вождения. В результате начало теплого сезона связано с повышенной опасностью попасть в аварию с двухколесным участником дорожного движения. Мотоциклисты более маневренны, обычно передвигаются в потоке быстрее машин и, чего уж греха таить, нередко превышают максимально разрешенную скорость. При этом они более уязвимы, а даже небольшое ДТП может обернуться трагедией. И самое интересное в том, что вопреки распространенному мнению автомобилистов, далеко не всегда в аварии виноваты водители двухколесной техники.
Чаще всего причиной аварии становится невнимательность, поспешность при маневрах, а также пренебрежение элементарными действиями. Скольких аварий можно было бы избежать, если бы при перестроении водители посмотрели в зеркало и включили «поворотник»! Простейшее действие – включение указателя поворота – хотя и не дает преимущества на дороге, зато ясно говорит соседям по потоку о ваших намерениях.
Чаще всего водители машин уверены, что езда в так называемом «междурядье» запрещена. Однако это убеждение основано лишь на собственных домыслах. В ПДД такого термина нет, как и запрета на подобную езду и четких указаний относительно безопасного бокового интервала. В случае ДТП неизвестно, чью сторону примет инспектор ГИБДД. Мотоцикл чисто технически не может ехать между рядами: он или в одной полосе, или в другой. По разметке двухколесные участники дорожного движения все же стараются не ездить, так как она достаточно толстая и скользкая, особенно в дождь.
Мало кто задумывается, что сбитый в пробке байкер может ехать и вовсе по соседней полосе. Для водителей машин все пространство до соседа по потоку – это то самое пресловутое «междурядье». Но при этом виновником однозначно будет признан тот участник движения, который пересек линию разметки. То есть автомобилист.
Еще одна типичная особенность российских дорог – отсутствие разметки. Водители сами встают плотнее, тем самым увеличивая количество рядов. И им не важно, в полосе они стоят, или в тот самом «междурядье».
Согласно статистике, чаще всего ДТП с мотоциклистами случаются при повороте автомобиля налево. Чаще всего водители недооценивают скорость встречного мотоцикла как раз из-за его размеров. Из-за этого создается впечатление, что он еще далеко, и можно успеть проскочить. А между тем, даже на разрешенных 60 км/ч мотоциклист может получить серьезные травмы. При разборе ситуации виновен будет именно поворачивающий: ПДД однозначно требуют уступить дорогу при маневре тем, кто едет по той же дороге навстречу.
Не менее опасна ситуация, когда на двухполосной дороге встречные автомобили остановились пропустить поворачивающего. Мотоциклист также может оказаться между остановившимися машинами. Ну а ситуация, когда байкер протискивается между рядом припаркованных и стоящих, например, на светофоре, машин? Напомним, что согласно ПДД велосипедисты и водители скутеров не только могут, но и обязаны ехать именно там. Нередко автомобилисты начинают перестроение правее, когда заканчивается ряд припаркованных машин, даже не посмотрев в зеркало. Ведь «если машина туда не пролезет, то там никого не может быть». Очень опасное заблуждение. И, кстати, снова в случае аварии будет виноват водитель автомобиля.
Не менее распространенная схема ДТП с участием двухколесной техники – выезд из двора или со второстепенной дороги. Здесь смешиваются сразу несколько факторов. Во-первых, уже упомянутая ошибка в восприятии, что небольшой объект двигается медленно. Во-вторых, психологи объясняют, что водительское зрение вовсе настроено на более крупные объекты, так что многие просто не замечают одинокую фару, особенно в условиях ограниченной видимости. А она может приближаться с неплохой скоростью. Хорошо хотя бы, что двухколесный транспорт хотя и меньше, но громче четырехколесного. Так что немного приглушенная музыка и приоткрытое окно могут сослужить хорошую службу и позволить избежать аварии.
Даже обгон с выездом на полосу встречного движения может закончиться печально. И дело тут в той же «невидимости» небольшого объекта. Одинокая фара и небольшой силуэт теряются на фоне остальных машин. И выезжающий на обгон автоматически фокусирует взгляд на более крупном автомобиле, даже если он еще далеко, а не на небольшом байке прямо перед собой.
Нередко малый размер не позволяет заметить двухколесного участника дорожного движения, который вообще ничего не нарушает и едет в потоке. Правила не прописывают положение мотоциклиста в полосе, и байкер может ехать в любой ее части: слева, справа или по центру. Нередко перестроения совершаются с увеличением скорости. И если маневр будет слишком резким, вовремя обнаружить двухколесный аппарат и избежать столкновения не удастся.
Многих мотоциклисты раздражают своим рычанием, неожиданным появлением и резкими маневрами. Но управление байком требует постоянного внимания к дороге, да и в целом сложнее, чем легковушкой с автоматической коробкой передач. Так что даже банальное включение поворотника перед маневром на автомобиле даст байкеру время на оценку ситуации и, скорее всего, позволит избежать столкновения.