На рубеже 1980-1990-х годов в судьбе «Шкоды» произошел знаковый поворот: марка перешла под контроль концерна Volkswagen, получила доступ к его технологиям и финансам. В результате уже через несколько лет компания выпустила добротные, недорогие, вполне современные модели – «Фелицию» и «Октавию» — и начала завоевывать популярность в Старом Свете. Сегодняшняя линейка бренда невелика. У себя на родине Skoda продает всего семь моделей. И тем удивительнее, как чехи смогли за последние несколько месяцев (даже не год!) обновить пять из них.
Начнем с далекого от нас – городского субкомпакта Skoda Citigo. Он выпускается с 2011 года в Братиславе вместе со своими клонами, Seat Mii и Volkswagen Up!, и в России никогда не продавался. У нас подобный формат автомобилей не понимают, посему и спрос невелик. На Женевский автосалон компания привезла рестайлинговый вариант с новым бампером, светодиодными ходовыми огнями и противотуманками, умеющими подсвечивать повороты.
Интерьер изменился в мелочах (руль, комбинация приборов, аудиосистема), а силовой агрегат не стали трогать вовсе. Citigo приводит в движение литровый атмосферник мощностью 60, 68 или 75 л.с. в зависимости от исполнения. Коробка передач – 5-ступенчатая механика или ее роботизированный вариант. Интересно, что статус самой дешевой модели в гамме не помешал шкодовцам наделить хэтчбек некоторыми элементами философии Simply Clever. Например, под пассажирским сиденьем «живет» фирменный зонт. Еще одно любопытное решение – отсутствие штатной навигации. Вместо нее предлагается использовать собственный смартфон, под который Citigo предлагает удобный крепеж по центру панели.
В России роль «Шкоды» начального уровня играет Rapid. По сути, это Volkswagen Polo, но в традиционном для чешской марки кузове «лифтбек». Его фейслифт также презентовали в Женеве. Посвежевшую машину проще всего распознать в темноте: в противотуманных фарах, ходовых огнях и задних фонарях зажглись светодиоды вместо ламп накаливания, а головная оптика может иметь биксеноновую начинку. Правда, все это не самые дешевые опции. Появились и другие новые «навороты», среди которых – USB-разъемы и обогрев сиденья для задних пассажиров.
По технике Rapid не изменился. Он по-прежнему предлагается в России с атмосферником 1.6 (90 или 110 л.с.) или турбомотором 1.4 TSI (125 л.с.). С первым может сочетаться механика или классический 6-ступенчатый автомат, со вторым – только 7-скоростной робот DSG. Рестайлинг чуть увеличил стоимость начальных версий Entry и Active, а щедро оснащенные исполнения Ambition, Style и Monte Carlo даже стали доступнее. Диапазон цен на Skoda Rapid без учета дополнительных опций – от 604 до 950 тысяч рублей.
А вот обновление «Октавии» просмотреть невозможно. В отличие от «Ситиго» и «Рапида», в данном случае дизайнеры решили не ограничиваться мелкими доработками и одарили самую продаваемую модель компании четырехфарным передком. Смотрится весьма неоднозначно, хотя живьем автомобиль оказался гармоничнее, чем на фотографиях. Силовые установки и тут трогать не стали, однако некоторые изменения в машинах для российского рынка все же есть. Ушел из прайс-листа дизельный вариант (виной тому малый спрос), а в качестве компенсации появилась полноприводная модификация лифтбека, доступная со 180-сильным мотором. И, разумеется, не обошлось без новых опций. Самые примечательные (и дорогие!) – полностью светодиодные фары и мультимедиа последнего поколения с экраном на 9,2 дюйма.
Skoda Octavia после рестайлинга подорожала. Лифтбек стоит от 940 000 рублей, универсал – от 1 207 000. Столь большая разница в цене объясняется происхождением машин: первый тип кузова локализован в России, а «сараи» импортируются из Чехии. Лифтбек со всеми ведущими колесами тоже везут из-за границы, посему он недешев, от 1 561 000 рублей. Впрочем, и это еще не самое дорогое предложение в ряду «Октавий». Топовая комплектация Laurin&Klement и кроссовер Scout стоят под два миллиона, заряженные «эр-эски» — 2,2-2,3 миллиона.
Skoda Kodiaq – главная премьера компании не только за последний год, но и, пожалуй, за всю новейшую историю. Впервые чехи представили большой кроссовер. «Кадьяк» превосходит по габаритам Volkswagen Tiguan, с которым его роднит модульная платформа MQB. Внушительные размеры позволили сделать салон семиместным, так что по сути модель стала эквивалентом удлиненного «Тигуана».
На внедорожнике Skoda впервые показала новый стиль передней панели и комбинации приборов. Покупателям доступно множество опций, включая полный набор электронных ассистентов активной безопасности. Набор «фишек» Simply Clever дополнили, к примеру, откидные боковины подголовников второго ряда сидений, с которыми очень удобно вздремнуть в дальней дороге. Двигатели – бензиновые 1.4 TSI и 2.0 TSI, а также двухлитровый дизель. Они покрывают диапазон мощностей от 125 до 190 л.с. Альтернативой механической коробке передач выступает робот DSG, полный привод отнесен к разряду опций.
Первые «Кадьяки» вот-вот должны появиться на российских дорогах. Их уже завозят дилерам. Привлекательную цену – от 1 500 000 рублей – обещают только через год, когда машину начнут собирать в Нижнем Новгороде со 125-сильным мотором, на «ручке» и с передним приводом. Пока же предлагаются лишь дорогие комплектации с роботом и всеми ведущими колесами, которые стоят от двух миллионов рублей.
Ну а последней новинкой марки стал кроссовер Karoq. Его представили буквально на днях в Стокгольме. Он пришел на смену Yeti, но маркетологи предпочитают называть его не наследником, а абсолютно новой моделью. И действительно, со «снежным человеком» его роднит только сегмент, к которому они оба относятся. «Карок» подрос в длину на 160 миллиметров, в ширину на 48, а по колесной базе – на 52–60 миллиметров (в зависимости от типа привода). Как результат – серьезно прибавивший в объеме багажник. Если Yeti отводил для поклажи всего 322 литра, то у новичка «трюм» почти на 200 литров больше.
Внешне и по салону Karoq оказался практически полной копией старшей модели Kodiaq. С ним же он делит и платформу MQB. Единственное отличие заключается в том, что у более компактной модели слабее двигатели. Начальный уровень – это 115 л.с., снятые с литрового бензинового турбомотора или дизеля 1.6. Есть и своя «фишка» в виде полностью цифровой комбинации приборов. ЖК-дисплей предлагает четыре возможных варианта подачи информации, каждый из которых можно дополнительно подстраивать под себя. Такой роскоши пока нет ни у одной другой «Шкоды».
Решение о поставках «Карока» в Россию еще не принято. Но даже в Европе он появится у дилеров только во второй половине осени, после мировой премьеры на моторшоу во Франкфурте. Так что до нас первые машины доберутся никак не раньше первого квартала 2018 года. Понятно, что сейчас пока нет никакой информации о ценах и спецификациях для России. Очевидно одно: если чехи все же решат продавать Karoq у нас, то его сборку наверняка локализуют.
Таким образом, без обновок остались только Skoda Fabia и Superb. Но это и объяснимо, ведь обе модели пока еще слишком молоды и не утратили изначальной привлекательности. А бурное развитие «Шкоды» не прекращается. На очереди – купе-кроссовер и целых пять электромобилей, которые компания собирается выпустить до 2025 года.