Пусть меня научат: что ждет автошколы?

Экзамен для получения водительских прав состоит из трех частей: теории, практики на площадке и езды по городу. Последняя – самая сложная, с ней чаще всего испытывают сложности. По данным МВД, в прошлом году ее с первого раза сдали 830 061 человек из 2 682 858, то есть всего треть. По сравнению с 2015-м соотношение практически не изменилось: тогда успех сопутствовал 917 509 курсантам из 2 776 330. Всего в 2016 году ГИБДД приняла 7 645 830 экзаменов. Из них на теоретическую часть пришлось 2 745 657, и с первого раза ее сдали 1 381 437 человек (50,3%). На «площадку» — 2 217 315 попыток, из которых 1 246 239 были пройдены с первого раза (56,2%). Напомним, что правила приема всех частей экзамена изменились с 1 сентября 2016 года.

«В целом процент тех, кто с первого раза сдал на права, сократился с 64,6% в 2015-м до 45% в 2016 году. Если это действительно объективный экзамен, то даже хорошо, что принимают его так жестко. Именно поэтому мы предложили комитету Госдумы по транспорту рассмотреть вопрос о передаче теории и «площадки» в автошколы: в ГИБДД элементарно не хватает ресурсов для приема этих экзаменов. А Госавтоинспекция смогла бы сосредоточиться на приеме «города». Тем более, что это основной экзамен, по нему видно все: и как знает правила курсант, и его навыки, и умение маневрировать», — полагает председатель правления «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев.

Сейчас вступают в силу приказы МВД № 32 и № 33, утвердившие давно сложившуюся практику приема экзаменов: испытания могут проходить на учебных площадках и машинах автошкол, а не только на базе автоинспекций. Согласно статистике, так проходит 80% экзаменов. Как известно, учебное заведение должно иметь автодром площадью не менее 0,24 га. Перед тем, как доверить проведение испытаний школе, ГИБДД проверит ее оснащение на соответствие требованиям закона. До начала каждого экзамена автоинспекция также проверит курсантов на предмет наличия медицинских противопоказаний и лишения прав в предыдущие годы.

Особые правила предусмотрены для автошкол с компьютеризированным автодромом, которых на всю страну всего 30. На них все маневры кандидата в водители фиксируют автоматические датчики. Внутренний экзамен, теория и «площадка», в такой автошколе засчитывается как экзамен в ГИБДД. Присутствовать инспектор будет только на городском вождении.

«Положения приказа призваны урегулировать отношения между экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции и образовательными организациями по использованию учебно-материальной базы автошкол при проведении экзаменов на право управления транспортными средствами, что положительно скажется при оценке гражданами качества предоставляемых государственных услуг по линии Госавтоинспекции», — прокомментировали новшества в ГИБДД.

Для начинающих водителей в начале апреля уже ввели ряд ограничений. Не откладывая в долгий ящик, их предлагают дополнить запретом на покупку мощных автомобилей и мотоциклов. Автором инициативы выступила Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав граждан «Коллективная защита». В ней считают необходимым водителей, не достигших возраста 25 лет, либо имеющих стаж вождения менее четырех лет, ограничить в праве управления мощными транспортными средствами. Речь идет о мотоциклах и автомобилях мощностью более 150 л.с. Если для машин ограничение действительно выглядит разумным, то касательно мотоциклов авторы идеи проявили полное незнание темы. Байков с двигателями за 150 сил буквально единицы, и это уже более чем серьезная техника. Для двухколесного транспорта понятие «маломощный» должно подразумевать втрое (!) меньшую отдачу мотора.

В начале мая автоинспекция утвердила единые квалификационные требования к своим сотрудникам, занятым приемом экзаменов в автошколах. Помимо теоретических знаний в области безопасности дорожного движения, инспектор должен в совершенстве владеть навыками управления транспортным средством той категории, экзамен по которой он принимает, и обладать навыками межличностного общения. Последнее подразумевает умение распознавать и гасить конфликтные ситуации, предотвращая возможные риски.

Практически одновременно сразу две инициативы выдвинули автошколы. «Гильдия автошкол России» предложила разделить водительские права на любительские и профессиональные. Сейчас обучение в автошколах считается профессиональным образованием. В программы входит много узкоспециальной информации, которая не пригодится подавляющему большинству автомобилистов и нужна лишь тем, кто планирует работать водителем по найму, причем на грузовике или автобусе. Если же выделить отдельную программу для любителей, то в нее можно добавить часы по обучению оформлению ДТП, общению со страховыми компаниями, пользованию парковками и, к примеру, тонкостями вождения в мегаполисе. Идея разумная, однако программы, их продолжительность и набор предметов требуется тщательно подобрать и согласовать, а не принимать очередные поправки «с наскока».

Другая организация, Межрегиональная ассоциация автошкол, составила письмо в Федеральную антимонопольную службу. Его авторы просят установить минимальную цену на обучение в автошколах. По их подсчетам, стоимость курса для получения категории «В» в Москве не может быть ниже 46 тысяч рублей. Предлагаемое некоторыми учебными заведениями обучение за 15-20 тысяч не что иное, как демпинг, а снижение цен неизбежно влечет за собой ухудшение качества подготовки будущих водителей, полагают в ассоциации автошкол. Для каждого региона страны предлагается рассчитать свои суммы для каждой из категорий прав. Не исключено, что в какой-то области или республике справедливой ценой действительно окажутся пресловутые 15-20 тысяч рублей.

Последние инициативы пока не получили реакции от законотворцев. Одно можно утверждать уверенно: изменения в системе подготовки водителей будут, и весьма масштабные. Программы обучения пройдут еще не один этап «оптимизации» до того момента, как примут окончательный вид. Но когда это случится, сейчас предсказать сложно.