Спрос на новые автомобили в России планомерно снижался последние четыре года. Он начался еще за полтора года до обвала рубля, так что низкий курс национальной валюты только усугубил ситуацию, но не стал ее причиной. И вот, в 2017 году обозначился долгожданный переход к положительной динамике! Рынок показал +9,4% в марте и +6,9% в апреле. Вероятнее всего, и май, статистика по которому должна появиться на этой неделе, завершится позитивно. Хочется верить, что спрос начал восстанавливаться, но что стало причиной этого?
Определенный повод для оптимизма дает курс рубля. За 2016 год он перестал снижаться и заметно укрепился по отношению к доллару и евро. Конечно, прежние времена с 33 рублями за единицу американской валюты и 43 – за единицу европейской уже не вернутся, но на фоне ситуации 2015 года нынешний расклад уже не выглядит катастрофическим. Люди оценивают не абсолютные цифры, а их динамику. При таком подходе сегодняшняя ситуация располагает к позитивному взгляду на жизнь. Вполне логично, что некоторые решились и на покупку машины.
Правда, снижать цены производители не спешат. Некоторые из них заявляют, что все еще находятся в минусе и намекают на очередное повышение стоимости автомобилей. Действительно, были периоды, когда доллар и евро стоили вдвое дороже, чем в докризисное время. При этом подорожания на 100% и более не было ни у одной марки. Так что отбивать упущенную прибыль высокими ценами компании будут и в период выхода из кризиса. Впрочем, такой политики придерживаются не все. Например, Ford недавно объявил о снижении цен. Но он пока в этом благородном порыве остается в одиночестве.
По подсчетам аналитиков агентства «Автостат», в прошлом году средневзвешенная стоимость нового автомобиля в России выросла до 1,4 миллиона рублей. По сравнению с 2015-м она повысилась сразу на 15%. Средняя стоимость машины российского бренда достигла 600 тысяч рублей, иномарки – 1,6 миллиона рублей. Это соответственно на 14% и 16% больше прошлогоднего результата.
С другой стороны, россияне за два с половиной года попривыкли к высоким ценам. Или, если угодно, смирились с ними. Понятно, что прежними они уже не станут, а обновлять транспорт, как ни крути, рано или поздно придется.
Кстати, об обновлении автомобиля. Как мы помним, в конце 2014 года спрос на рынке был ажиотажным. Из дилерских центров буквально сметали запасы машин, ввезенных по докризисным ценам, и производители распродали все свои складские запасы. Сегодня этим экземплярам уже два с половиной года. Большинство производителей дают гарантию на два-три года, то есть часть владельцев уже лишилась защиты от непредвиденных вложений, другой это предстоит в ближайшее время. Многие уже привыкли ездить на новых гарантийных автомобилях, так что эта категория автомобилистов является катализатором дополнительного спроса. Тем более, что продавать свои свежие машины на вторичном рынке они будут, отталкиваясь от цен на новые (читай: недешево).
Правительство продлило на текущий год программы стимулирования спроса на автомобили. На поддержку автопрома направят 62,3 миллиарда рублей. По оценке властей, это поможет продать более 700 тысяч машин. Цифра вполне реальная: по данным Минпромторга, с начала этого года около половины всех реализованных дилерами автомобилей нашли владельцев при помощи той или иной госпрограммы. Дополнительным аргументом стало и увеличение максимальной стоимости машины, которую можно купить с использованием льготного кредита. Лимит повышен с 1,15 до 1,45 миллиона рублей. Это позволило войти в программу сразу нескольким среднеразмерным кроссоверам, популярным на нашем рынке: Kia Sportage, Ford Kuga, Mazda CX-5, Volkswagen Tiguan.
Есть мнение, что рынок достиг дна естественным образом, и ниже падать некуда. Иными словами, в России всегда наберется за год 1,4 миллиона человек, которые купят новый автомобиль, невзирая на обстоятельства. Ниже этой отметки продажи не скатывались ни в 2009 году, когда спрос рухнул почти на 50%, ни сейчас, когда худшим годом остается 2016-й. Помимо тех, кто будет менять машину, купленную на волне ажиотажа в конце 2014 года, потянулись к дилерам и те, кто этого не сделал по тем или иным причинам. Осознав, что прежние цены уже не вернутся, люди вынуждены обновлять состарившуюся модель, смирившись с ситуацией.
Свою лепту вносит расширившийся выбор в бюджетном сегменте. Уходят из России нишевые модели, а недорогие седаны и кроссоверы только плодятся. В 2016-м в игру вступили Hyundai Creta и Renault Kaptur, АвтоВАЗ вовремя подоспел с «Вестой» и «Иксреем», набирает обороты Hyundai Solaris второго поколения. Все они находятся в ТОП-25 самых продаваемых машин нашего рынка. Есть успешные автомобили и в более дорогих сегментах. Так, впервые за долгое время появился в списке лучших Ford Focus, после смены генерации значительно вырос спрос на Volkswagen Tiguan.
Наконец, перестроились и дилеры. Зарабатывать на продажах новых машин стало сложно, и центрам пришлось переориентироваться на другие направления – запчасти, подержанные автомобили. Не говоря уже о том, что «официалы» задумались о ценах и качестве своих сервисных зон, дабы переманить владельцев у сторонних мастерских. Наиболее слабые игроки вовсе покинули рынок.
Впереди нас ждет статистика летних продаж, которая традиционно хуже, чем весенняя и осенняя. Однако эффект низкой базы 2016 года наверняка позволит июню, июлю и августу выйти в плюс.