Еще лет пять назад сегмент бюджетных седанов в России только зарождался. Сразу было понятно, что именно такой формат автомобилей по нраву большинству покупателей, но будущий его размах и успех могли представить далеко не все. Теперь набирает обороты другая тенденция: на первые роли рвутся кроссоверы, коих становится все больше. Быть может, еще через пять-семь лет уже они станут доминировать на наших дорогах. Но пока Россия ездит на седанах, изредка перемежая их одноклассниками в иных типах кузова.
Наш покупатель в массе своей небогат, так что и машины ему требуются доступные. Впрочем, от аскетизма «Жигулей» мы успели отвыкнуть, и минимальный набор благ теперь включает кондиционер, электропакет, штатную аудиосистему и еще ряд примочек. Поэтому производителям приходится не забывать о своевременном обновлении даже самых недорогих моделей. Иначе клиенты повернут головы в сторону конкурентов.
По итогам пяти месяцев продаж в России лидирует Kia Rio (38 126 машин). Пока в статистике фигурируют машины старого поколения. Замена была представлена буквально на днях, и мы успели сделать о ней подробный рассказ. Цены пока неизвестны, но мы предполагаем, что они вырастут в пределах 30 тысяч рублей, хотя топовый вариант наверняка все-таки вылезет за психологическую отметку в миллион рублей.
Предшественник выпускался с 2011 года и продержался в строю шесть лет, весь этот срок оставаясь крайне успешным. Новичок может порадовать уникальной для класса опцией – кожаной отделкой салона. Нечасто пока встречаются у соперников датчик давления в шинах и обогрев всех сидений. Продажи машины стартуют в августе, а в следующем году к седану, скорее всего, присоединится приподнятый «внедорожный» хэтчбек в пластиковом обвесе. Полагаем, что Rio и дальше останется лидером нашего рынка.
Второе место удерживает «Лада Гранта» (33 444 машины). От былого непоколебимого лидерства не осталось и следа! Вазовский седан вышел на рынок в 2011 году, а весной 2013-го обрел второй тип кузова – практичный лифтбек. Рестайлинг в X-стиле Стива Маттина Волжский завод обещает уже два года, однако до сих пор машина так и не обновилась: у гиганта всегда находятся дела поважнее. Очередная обозначенная дата – следующий год. Впрочем, с некоторой натяжкой можно сказать, что рестайлинг у модели уже был. С появлением пятидверной версии были внедрены иной передний бампер и боковые зеркала.
Стоит «Гранта» от 389 900 до 609 900 рублей. Этот автомобиль стал первой «Ладой», получившей автоматическую коробку передач с завода. Несмотря на дороговизну, покупной японский агрегат до сих пор предлагается в одной комплектации в паре с 98-сильным двигателем. Тольяттинский «бюджетник» теряет поклонников, несмотря на статус одной из самых доступных машин на рынке. В дальнейшем его позиции будут только ослабевать.
«Лада Веста» (27 986 машин) добралась до «бронзового» места. Продажи вазовского флагмана стартовали 25 ноября 2015 года – это одна из самых молодых моделей в сегменте. Вот-вот у дилеров появятся универсалы, которые еще больше усилят модель. Пока же покупателям предлагается седан с тремя типами силового агрегата на выбор. Цены – от 545 900 до 735 900 рублей. Конкурентными преимуществами «Весты» можно назвать дизайн, более низкую по сравнению с иномарками стоимость и наличие системы стабилизации в базовой комплектации. Модели по силам взобраться выше и побороться за первое место в «абсолюте».
Hyundai Solaris в прошлом году сотворил сенсацию, став первой иномаркой на российском рынке, занявшей высшую строчку в статистике продаж по итогам года. Все полагали, что появившийся у дилеров в начале 2017-го преемник еще больше упрочит лидерство модели, но вышло по-другому. Седан теряет поклонников (25 260 машин) и уже вывалился за пределы тройки лидеров, чего с ним давно не случалось. Вероятно, неудачу следует связывать не с подорожанием после смены генерации, а с выходом кроссовера Hyundai Creta. Соплеменник ненамного дороже, но много солиднее в глазах покупателей – внедорожник! Вот и отдают предпочтение ему, а не приевшемуся седану. Стоит новый Solaris от 624 900 до 909 900 рублей без учета цены дополнительных пакетов опций, которые в сумме для топовой версии потянут еще на 116 тысяч рублей. Будет любопытно понаблюдать, сумеет ли в итоге Hyundai вернуть себе утраченные позиции.
Volkswagen Polo (18 088 машин) – долгожитель сегмента. Если оба «корейца» присутствуют на рынке с 2011 года и уже представлены во втором поколении, то «немец» калужской сборки в строю с 2010-го и замена ему будет только в 2018-м (и это в лучшем случае!). Впрочем, для своего возраста седан выступает неплохо: пятое место в сегменте. Секрет успеха в том, что несмотря на популярность автомобилей из Кореи, россияне по-прежнему верят в качество машин из Германии и Японии. А от них в доступном В-классе представлен только Polo. Поэтому его будут охотно покупать и дальше.
В его конкурентные преимущества запишем широкий выбор двигателей и коробок передач: налоговыгодный 90-сильный вариант, оптимальный 110-сильный, шустрый и современный турбомотор в 125 «лошадей», 5-ступенчатая механическая КПП, классический автомат о шести передачах и 7-скоростной преселектив DSG. Кроме того, седан может предложить редкие для сегмента опции – биксеноновые фары (правда, дорого – 57 тысяч рублей) и спортивный обвес в комплектации GT. Стоит обрусевший «немец» от 599 900 до 896 900 рублей, то есть чуть дешевле «Соляриса».
Основа благополучия: обзор сегмента бюджетных моделей. Часть 2.