В обычной жизни даже технически подкованные и образованные люди редко употребляют термины в строгом соответствии с тем, что они обозначают. Всегда имеют место упрощения, пренебрежение правилами и т.п. Это нормально: нелепо, если общение с друзьями или продавцом в магазине не будет отличаться от заседания ученого совета. Главное, чтобы все друг друга правильно поняли.
И все-таки знать, что означает тот или иной термин нужно. В случае с автомобильной «обувью» вроде бы все просто. Большинство людей привыкли думать, что колесо состоит из диска и шины. У всех трех слов немало синонимов, однако не все так просто.
Автомобиль опирается на землю шиной. Ее нередко пренебрежительно называют «баллоном», а чаще – «покрышкой». Последний термин имеет право на употребление, но не совсем верен. Покрышка – это чехол для надувной камеры. Иными словами, покрышка есть только в камерной конструкции. Ныне же в подавляющем большинстве случаев автомобили и мотоциклы оснащаются бескамерными шинами.
Многие привыкли подразумевать под колесом деталь в сборе – шину, надетую на колесный диск. Однако термин диск почти все употребляют ошибочно! Штампованные, кованые, алюминиевые, легкосплавные – это именно колеса, а не диски. А вот уже колесо состоит из обода и диска. В этом нетрудно убедиться, взглянув на разборные колеса, представленные в дорогом сегменте. Таким образом, правильнее говорить о колесе в сборе с шиной, а вот одним словом эту конструкцию не обозначить. Конечно, все это касается строгого значения слов. Мы прекрасно понимаем друг друга, даже используя термины «покрышка» и «диск».
К слову, есть еще ступица. В прежние времена она была частью колеса: так обозначалась его центральная часть с отверстием под ось. Теперь же ступица «переехала» в подвеску.
Последний пункт неправильной терминологии – радиус и диаметр. Литера «R» в обозначении шины (205/55R16, 225/45R18) обозначает не радиус, а радиальную конструкцию (шины бывают еще диагональными)! А в дюймах указан диаметр. Причем с ним тоже есть нюанс. Этот диаметр имеет колесо, а для шины это посадочный диаметр, то есть размер колеса, на которое ее следует надевать. Или, говоря упрощенно, диаметр центрального отверстия шины.
Определившись с терминами, переходим к выбору шин и колес. Те, кто хочет улучшить внешний вид своего автомобиля, чаще всего начинают с самого простого и дешевого – установки «обувки» побольше. Во-первых, следует убедиться, что производитель допускает выбранную размерность для вашей машины. Если нет, возможны проблемы: катастрофические изменения в поведении машины и пристальное внимание со стороны автоинспекции (вплоть до аннулирования регистрации за недопустимые доработки заводской конструкции). Во-вторых, увеличение размера колеса повлечет уменьшение профиля шины. А это, в свою очередь, означает ухудшение плавности хода и лишние траты на «прокатку» колес после езды по нашим дорогам. Так что прежде чем переплачивать за красоту, убедитесь, что она не несет пагубных последствий.
Верить или не верить шинным тестам в профильных изданиях – личное дело каждого. Отметим лишь, что разница в поведении шин действительно может быть колоссальной. Запомните лишь одно: автомобильная обувь неодинакова. «База», синтетический каучук, может действительно быть одной и той же, однако характеристики обеспечивают присадки в состав и масса других хитростей производителей. Так что к выбору шин стоит подойти вдумчиво. Ну а если вы уверены в «продажности» всех изданий, сравните их тесты между собой. Глядишь, правильный выбор и сложится.
Многие автомобилисты относятся к шинам так: собрали – и забыли до того момента, пока полный износ протектора намекнет на необходимость замены. Так, конечно же, нельзя. Если у вас один комплект колес, то можно не волноваться. При сезонной переобувке в шиномонтаже сделают балансировку и выставят нужное давление. Если же у вас два собранных комплекта, все равно не стоит пренебрегать балансировкой каждые 10-15 тысяч километров (то есть каждый сезон, или раз в год). Биение в руль – это уже крайняя степень проблемы. Еще до ее проявления ухудшается поведение автомобиля, ускоряется износ элементов подвески и самой шины.
Давление влияет на управляемость, степень износа шины, расход топлива. Не ленитесь контролировать его регулярно. Вот только дать этот совет легче, чем следовать ему. Нужно обзавестись правильным манометром. Китайская поделка в лучшем случае покажет, одинаково ли накачены все четыре шины.
Вряд ли многие обеспечивают шинам хранение по всем правилам, но базовые моменты все же следует учесть. Комплект в сборе нужно сложить стопкой или подвесить, шины отдельно – поставить вертикально и периодически прокручивать на четверть оборота, чтобы не деформировались. Не стоит складировать автомобильную обувь в сырости и под прямыми солнечными лучами. И, разумеется, зимние шины после снятия следует тщательно отмыть от дорожной химии.
Наконец, о сроке жизни шины. Сделанная из прочной и многократно усиленной резины, она выдерживает суровую эксплуатацию, мороз, удары, перегрузки. Ориентироваться только по степени износа протектора неправильно! У возрастной шины корд может «пойти винтом» при еще очень «жирном» рисунке. Такую лучше выбросить, несмотря на жадность. Да и она сама попросится на свалку биением в руль. Эксперты и производители не советуют эксплуатировать шину, если ей больше пяти-шести лет. Дата производства всегда указана на боковине: четыре цифры обозначают неделю и год выпуска.
Кстати, индикаторы износа на зимних шинах нельзя принимать за ориентир в принципе. Их высота – всего 1,6 миллиметра, тогда как предел потери характеристик – 4 миллиметра. Именно из этих соображений некоторые производители наносят на протектор постепенно стирающиеся цифры, подсказывающие остаточный ресурс. Справедливости ради отметим, что докатывать до индикаторов не стоит и летние шины: в дождь или при экстренном торможении это может обернуться неприятностями.