КоАП для водителей: что с ним не так?

За проступки при управлении машиной водителей наказывают по 12-й главе КоАП. В ней собраны все статьи, касающиеся неправильного поведения на дороге. Именно ее больше всего любят править законотворцы. Разумеется, исключительно в разрезе ужесточения. Какой-либо системы нет в принципе. Некоторые статьи оперативно пересматривают после резонансных ДТП, другие проходят чтения и обсуждения годами. Иногда кажется, что внесенный на рассмотрение проект родился у депутата, которого на днях подрезали на дороге или притеснили каким-то другим способом.

Приводит такая несистематизированная деятельность к полному бреду. Искать его долго не нужно. Проезд на запрещающий сигнал светофора – одно из самых опасных нарушений. За него российский КоАП наказывает штрафом всего-то в тысячу рублей. Столько же «стоит» выехать на железнодорожный переезд, когда это запрещено, а ведь столкновение с поездом почти всегда заканчивается смертями! Да, за последний проступок есть альтернатива в виде лишения прав, но на первый раз водитель, скорее всего, отделается денежной санкцией. Зато за остановку в неположенном месте в Москве и Санкт-Петербурге «обилечивают» сразу на 3000 рублей. Плюс возможная эвакуация, которая для легковушки стоит 5000-7000 рублей, а для негабаритного транспортного средства – 29 тысяч (столько же полагается вынуть из кармана за пьяную езду!). В погоне за выполнением плана «зеленые крокодилы» тащат в столице всех подряд, невзирая на наличие помех движению. За «красный» же, напротив, наказывают очень редко: мало и камер, и гаишников. И после этого нам будут говорить, что озабочены безопасностью на дорогах? Ни разу! Все заняты более выгодным делом.

Просмотрев 12-ю главу КоАП становится очевидно, что государство при этом очень строго отстаивает свои интересы, касающиеся сбора налогов и пошлин. Не поставил машину или мотоцикл на учет? Получи за повторное нарушение сразу 5000 рублей. Не зарегистрировался как таксист? Те же 5000 за отсутствие лицензии, незаконно установленный плафон или нанесенную раскраску. «Косить» под госслужбы путем установки спецсигналов тоже дорого (5000 рублей). Причем выявить все три нарушения очень легко. А за проезд на «красный» никто не ловит!

Единственное наказание, которое адекватно степени опасности деяния, — это 30 000 рублей и обязательное лишение прав за нетрезвую езду или отказ пройти медицинское освидетельствование. Однако, как показывает статистика, эта огромная для большой части россиян сумма и перспектива стать пешеходом как минимум на полтора года водителей не слишком-то пугает. После ужесточения прошел не один год, а заметного улучшения на дорогах нет. Причин тому две: никуда не девшаяся коррупционная составляющая (просто стало дороже) и низкая вероятность попасться. Второй фактор появился благодаря сокращению штата ГИБДД. Так, еще десять лет назад на каждом въезде в столицу работал пост ДПС, активно проверяющий документы, а по ночам на улицах появлялось не так уж мало «засад». Ныне посты упразднили, а на облавы инспекторов не хватает.

Отвыкнув видеть мобильные патрули на улицах, водители стали бояться превысить скорость и оказаться на автобусной полосе – невинные, по большому счету, нарушения, но зато контролируемые бесстрастными камерами, висящими на каждом третьем столбе. Функционал таких комплексов расширяется, но они по своей сути не могут охватить весь КоАП. Получается, что часть нарушений остается без должного внимания, а ведь среди них есть и крайне опасные, как пресловутая нетрезвая езда.

Несоответствие уровня доходов населения размеру штрафов тоже вносит свою лепту в осознание несправедливости. Штраф в тысячу рублей, быть может, неощутим для большей части населения Москвы и Санкт-Петербурга, но и в этих городах есть автомобилисты с доходом порядка 30-35 тысяч рублей, для которых такая санкция ощутима. Что уж говорить о регионах, где порой столько зарабатывают на всю семью. Получается, даже при автоматической фиксации нарушений камерой, которая одинаково хорошо видит и «Жигули», и Maybach, равенства перед законом нет. Выход – применять штрафные санкции в соответствии с уровнем дохода нарушителя. Конечно, зарплаты «в конвертах» не дадут этой системе заработать в полной мере, но попробовать можно.

Недавно в России стали жестче наказывать за повторные нарушения по «особо тяжким» статьям. Это правильное нововведение, но много нарушать в России все равно не боятся. Долго «гуглить» новости об очередных должниках-рекордсменах не придется. Наш закон не предусматривает накопления баллов, которое может привести к лишению прав «по совокупности заслуг», или удорожания страховки. Вот и ездят некоторые, как хотят. Если платить по всем постановлениям вовремя, то и проблем никаких не возникнет.

Наконец, сказывается однобокость подхода. Наказания – только рублем или лишением прав, «пряников» — считай, никаких (только 50%-ная скидка на быструю оплату штрафа по некоторым статьям). Наряду со штрафами логично применять курсы и лекции с обязательным посещением, формирующие у водителей правильное поведение. Человека мало наказать, нужно еще и воспитанием заниматься, наглядно демонстрировать, почему так поступать нельзя. Скидки в страховых компаниях можно получить только за отсутствие ДТП. Сейчас крупнейшие игроки рынка предлагают установить систему, оценивающую манеру вождения клиента. Если балл окажется высоким, получите скидку на каско. Неплохо было бы внедрить подобную схему и в ОСАГО. А то повышающий коэффициент за большое количество нарушений ПДД уже почти ввели, а вот давать поблажки аккуратным водителям никто не собирается.

Если доработать систему наказаний за нарушения, сделав ее более гибкой и справедливой, глядишь, и градус неприятия ее водителями пойдет вниз.