Холодный сезон постепенно входит в свои права, и российские автомобилисты вновь озаботились сменой резины. Сделали это пока далеко не все, так что наши советы будут актуальны.
Начнем с фрикционных шин, то есть нешипованных. Сцепление со скользким покрытием им обеспечивают многочисленные ламели – небольшие разрезы на протекторе. Основное преимущество таких покрышек перед шипованными – в меньшем уровне шума. Для недорогих машин с не самой лучшей шумоизоляцией это весомый аргумент. На снегу и льду они вполне способны составить конкуренцию шипованным шинам, а когда мороз достигает отметки -20 градусов и ниже, они работают даже лучше. Можете не верить, но тесты это подтверждают. Самым же большим недостатком этого типа шин считается очень слабое сцепление со скользким дорожным покрытием при околонулевой температуре.
Любые новые покрышки требуют обкатки. Производители рекомендуют автомобилистам поездить на нешипованных шинах в активном стиле (разумеется, не забывая о безопасности). Это «расшевелит» протектор и поможет ему разработаться. Таким способом быстрее удалится верхний слой спекшейся резины, имеющего более низкий коэффициент сцепления. Кроме того, с колеса должна сойти смазка, оставшаяся в глубине ламелей, которая предохраняет разрезы от разрушения при снятии пресс-формы.
Шины без шипов делятся на две группы: ориентированные на теплую европейскую зиму и подходящие для мороза, снега и льда. Первый тип резины получил более глубокие водоотводящие канавки в протекторе, которые сделаны из жесткой смеси. Колеса этого типа, в свою очередь, также можно разделить на две подгруппы – по степени жесткости. Причем оба варианта, и мягкие (55-65 единиц по Шору), и жесткие (65 единиц и выше) ориентированы больше на асфальт и легкий мокрый снег, поэтому в нашей стране популярностью не пользуются. В целом можно сказать, что они подойдут водителям, которые не выезжают из мегаполисов, где снег и лед регулярно убирают, а асфальт щедро заливают реагентами.
Второй тип покрышек называют скандинавским, и именно такие шины чаще всего продают на российском рынке. Их отличает более мягкий протектор (не более 55 единиц по Шору) и большое количество ламелей, из-за чего они кажутся пористыми. Чтобы компенсировать это, производители все чаще делают разрезы объемными. В результате, когда сцепление с дорожным покрытием минимально, ламели раскрываются шире, что образует дополнительные кромки. На асфальте же они, наоборот, собираются в поперечные «шашки», улучшая характеристики.
Шипованные шины отличаются от своих нешипованных собратьев большей устойчивостью на льду. Причем их характеристики практически не зависят от температуры. Но следует помнить, что в сильный мороз «держак» этой резины значительно слабее, чем у нешипованной. Еще один недостаток – более длинный тормозной путь на асфальте. Кроме того, покрышки с «гвоздями» шумнее «липучек».
Шины этого типа – основные виновники появления продольной колеи на дороге. Шипы нещадно разрушают асфальт, бетон и даже булыжные мостовые. Именно поэтому они запрещены в большинстве европейских государств. Разрешены они разве что в совсем северных странах, где регулярно выпадает много снега. Однако и там действуют жесткие правила по степени выступания «железных когтей», их массе и количеству на погонный метр. Обкатывать «шиповки» следует более осторожно, нежели нешипованные модели. Первую тысячу километров на них следует ездить небыстро, стоит исключить продольное и поперечное проскальзывание. А вот бояться растерять шипы не стоит. Сегодня технологии изготовления шагнули вперед, и «гвозди» держатся в резине достаточно крепко. Кроме того, некоторые производители (например, Continental) дополнительно используют клей.
Кстати, руководствоваться исключительно характеристиками непосредственно резины, мы не рекомендуем. При выборе стоит обратить внимание и на особенности автомобиля. Например, если машина не оборудована ABS, то лучше приобрести шипованную резину. У «липучки» есть неприятное свойство: при торможении на заблокированных колесах она фактически перестает работать. Шипы, как правило, предпочитают новички, полагая, что такие модели надежнее.
Если же водитель за рулем давно, получает удовольствие от вождения, а автомобиль оснащен антиблокировочной системой, то мы рекомендуем попробовать нешипованные шины. Хотя «фрикционки» у жителей России не менее популярны, им есть что предложить автомобилисту. В числе основных преимуществ – отсутствие характерного гула и, соответственно, больший комфорт при езде.
Что касается всесезонной резины, то ее можно использовать разве что в самых южных регионах. Как и практически любой продукт «на все случаи жизни», эти модели проигрывают по характеристикам и летним, и зимним шинам. На льду и снегу они практически беспомощны. Даже в залитой реагентами Москве езду на всесезонных покрышках нельзя назвать безопасной.