Иногда подходящий автомобиль находится после просмотра десятка объявлений, в других случаях поиски машины мечты могут растянуться и на несколько сотен публикаций на различных сайтах. Чтобы сократить время, первым делом нужно определиться, что именно вы ищете, и уже от заданных параметров начинать поиск. Многие сайты позволяют ввести не только марку, модель, тип двигателя и трансмиссии, но и желаемую комплектацию или отдельные опции.
Здесь важно понимать, какие «фишки» действительно необходимы, а какие станут приятным дополнением. Например, электрические стеклоподъемники, обогрев сидений и кондиционер сегодня есть практически в любом автомобиле, и этот минимум кого-то вполне устроит. Понятно, что под такие требования подойдет больше машин, чем если ввести в поиск панорамную крышу, кожаный салон и штатную навигацию. Соответственно, больше окажется и выборка. Так что заниженные требования в данном случае только усложняют процедуру выбора. Лучше начать поиски, задав максимально устраивающую вас комплектацию. Если ничего подходящего не найдется, — постепенно расширять круг, отбрасывая наименее нужные «навороты».
Важно решить, готов ли покупатель брать машину только у частных лиц, или его устроит автосалон, торгующий подержанной техникой. Если второй вариант не устраивает, то нужно тщательнее просматривать объявления. Крупнейшие сайты позволяют выставить фильтр, отсеивающий предложения от юридических лиц, но это не всегда помогает. Ведь перекупщики и менеджеры автосалонов часто размещают предложения, маскируясь под частное лицо. Самый легкий способ вычислить перекупа – посмотреть другие объявления продавца. Если там десятки машин, то дальше объяснять не надо. Еще один действенный способ – вбить телефонный номер продавца в поисковой строке «Яндекса» или «Гугла». Если человек часто продает что-то в интернете, его номер будет хорошо знаком поисковикам. Конечно, в данном случае нас интересуют только автомобили: всякие бытовые предметы на Avito ни о чем плохом не свидетельствуют.
А вот замазанные или закрытые номерные знаки на фотографиях автомобиля в объявлении нельзя расценивать как плохой признак. В большинстве случаев их скрывают частники, опасающиеся мошенников или преступников. Вычислить адрес регистрации владельца по госномеру сегодня несложно. В сочетании с указанием в объявлении типа охранной системы или графика работы владельца, это может увеличить вероятность угона. Так что эта мера предосторожности нелишняя и вполне оправданная.
Сами фотографии часто могут стать отличными подсказками о состоянии машины. Если автомобиль сфотографирован для объявления с грязным кузовом и салоном, вряд ли владелец хорошо за ним ухаживал. «Вылизанная» машина смотрится лучше и внимания привлекает больше. Правда, это же может служить косвенным признаком перекупщика или автосалона: уж они-то всегда делают ставку на блестящий внешний вид.
Количество фотографий показывает, насколько серьезно хозяин подошел к продаже машины. Обилие снимков даст потенциальному покупателю лучшее представление об автомобиле, покажет в подробностях его комплектацию и кузовные дефекты. Это поможет отсеять предложения, которые по каким-то причинам вам не приглянутся. Если изображений всего пара штук, да и те размытые, нет фото салона, или просто снято все это так, что не разберешь никаких деталей – это уже повод задуматься. Как минимум, придется выяснять все детали по телефону. При осмотре может оказаться, что фотографии скрыли «убитый» кузов и интерьер.
Но мы бы не утверждали, что это 100%-ное свидетельство плохой машины. Возможно, владелец просто не слишком заморачивался при составлении объявления. Из той же серии, кстати, и неточное указание комплектации: может быть, это не злой умысел, а банальное «раздолбайство» или незнание спецификации собственного автомобиля. Поверьте, хватает людей, отъездивших на машине несколько лет и не знающих всех ее опций!
А вот любая компьютерная обработка должна насторожить. Именно так можно «исправить» недостатки машины, освежить крайне уставший салон или кузов. Так что не стоит продолжать знакомство с техникой, если заметна любая ретушь. Ведь нередки случаи, когда именно красивые и блестящие на фото автомобили на поверку оказывались убитыми ржавчиной снаружи и грязью изнутри. Разумеется, при личном осмотре все недостатки будут заметны, но обман уже на начальной стадии налицо. К тому же каждый перекуп надеется, что покупатель уже приехал, вдруг не заметит. Ну, или просто повезет.
Кстати, отличный способ скрыть дефекты кузова – это сделать фотографии в дождь или сразу после мойки. Капли скрывают все недостатки даже лучше графических редакторов.
Немаловажно, чтобы сами изображения соответствовали сезону. Если за окном зеленеет трава, а на снимках — сугробы, это может означать, что автомобиль пытаются продать уже далеко не первый месяц, или на снимках изображена вообще другая машина. Тем более, что современные смартфоны позволяют сделать фотографии весьма приличного качества буквально за пять минут.
Не стоит обходить вниманием и текст публикации. Если там не сказано вообще ничего, значит, это или салон, или настолько ленивый владелец, что, вполне вероятно, он и за автомобилем особо не ухаживал. Вторым «тревожным звоночком» должны стать общие сухие фразы. Мол «в ДТП не участвовал», «состояние хорошее», «все исправно работает», «салон чистый». Настоящий владелец всегда расскажет что-то про техническое или внешнее состояние, когда и какие работы проводились.
Ну и, наконец, надо обратить внимание на цифры. Именно они могут окончательно склонить чашу весов для внимательного покупателя. Например, пробег по одометру. Сомнительно, что 10-15-летний автомобиль прошел меньше ста тысяч километров. Разумеется, в любом правиле есть приятные исключения, однако чаще всего за год водители проезжают от 15 до 30 тысяч километров. Не стоит думать, что с появлением цифровых одометров и контроля пробега в нескольких электронных блоках машины процедура корректировки пробега стала намного сложнее. По-прежнему есть огромное количество современных моделей, в которых можно скрутить пробег так, что компьютерная диагностика этого не покажет.
Еще один распространенный способ обмана – неверное указание количества владельцев в ПТС. Это не критично, но, в любом случае, неприятно. Когда продавец относительно немолодой машины пишет, что он второй владелец, но при этом у него на руках не оригинал, а дубликат паспорта, скорее всего, он лукавит. В ПТС может быть внесено до шести хозяев, и только потом место заканчивается, и выдается дубликат. Само по себе это не страшно. Например, документ могли банально потерять. Или же дилер перед продажей проводил автомобиль по нескольким фирмам, и запись о первом реальном владельце появилась уже в пятой-шестой графе. В этом случае второй покупатель действительно может оказаться вписан уже в дубликат ПТС.
Кстати, сам срок владения сможет тоже многое сказать внимательному покупателю. И тут тот самый случай, когда чем больше, тем лучше. Если машина была зарегистрирована на одного человека больше двух-трех лет, то это точно частник. Но ведь все понимают, что написать и сказать можно абсолютно любую цифру, поэтому важно уточнить, каков срок владения по ПТС и когда был выдан СТС. После введения новых правил регистрации перекупщикам не нужно ставить технику на учет на себя. Достаточно отметки в паспорте транспортного средства. Но при этом свидетельство о регистрации остается на прежнего владельца. И простой визуальный осмотр документов на машину может выдать «барыгу».
Если все возможности оценить машину по объявлению использованы, и она вам по-прежнему нравится, можно звонить продавцу и договариваться о встрече.