Локальное потепление: российский авторынок в первом квартале

Помните, когда в последний раз росли продажи новых автомобилей в России? Это было четыре года назад! В январе 2013-го рынок показал +5%, в феврале — +2%, а потом перешел к негативной динамике: -4% в марте, -8% в апреле, -12% в мае… Затяжной кризис до сих пор не давал поводов для оптимизма. Все они оставались лишь на бумаге красивых заявлений, а цифры реальной статистики говорили о том, что оздоровлением экономики пока и не пахнет.

Прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) на 2017 год гласил, что минус наконец-то сменится плюсом, и спрос вырастет примерно на 4%. Первые два месяца это предсказание опровергали. В январе продажи просели на 5%, в феврале – на 4,1%. Правда, в последний зимний месяц аналитики отметили разнонаправленную динамику на рынке. Некоторые марки продемонстрировали уверенный плюс, у остальных сохранился негативный тренд. Так, дружно полезла вверх лидирующая тройка в составе «Лады» (+5%), Kia (+8%) и Renault (+9%). Компания Hyundai опустилась на четвертую строчку из-за резкого снижение покупательского интереса к «Солярису»: клиенты предпочли подождать появления у дилеров седана второго поколения. Зато занявший в феврале пятое место Volkswagen взлетел сразу на 18%. Увы, но падение рынка оказалось сильнее, и в общем итоге зимние продажи оказались ниже, чем годом ранее.

А вот мартовский отчет АЕБ уже выглядит намного веселее. Рынок вырос сразу на 9,4%, и такой уверенный прогресс, пожалуй, можно назвать неожиданным. По сравнению с первым весенним месяцем 2016 года было продано на 11 900 машин больше, всего – 137 894 штуки. Роста хватило даже на то, чтобы вывести в плюс статистику за целый квартал. В январе-марте дилеры выдали 322 464 автомобиля против 319 220 годом ранее. Таким образом, прогресс составил один процент.

«Наконец, тренд продаж на российском авторынке движется в правильном направлении. 9% рост год к году в марте оказался достаточным, чтобы компенсировать потери меньшего масштаба в январе и феврале, превращая суммарный результат продаж в первом квартале в небольшой плюс. Это хорошая новость для нашего рынка, который не видел позитивного результат за квартал более 4-х лет. Однако, как говорится, одна ласточка весны не делает. Нужно иметь больше месяцев с положительным результатом, прежде чем мы сможем назвать это прочным трендом», — прокомментировал итоги месяца глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Из 15 марок-лидеров рынка 12 в марте показали рост. Исключениями стали Nissan (-6%), Mercedes (-3%) и Chevrolet (-5%). Как видите, и у худших из верхней части таблицы уже нет двузначных цифр падения продаж. В прошедшем месяце всех удивил Datsun. Спрос на его две модели взлетел аж на 103%, что по итогам квартала выразилось в прогрессе на 50% относительно прошлого года. За японским брендом по результатам марта идет Hyundai (+29%), квартала – Kia и Volkswagen (по 13%). Отечественные «Лады» также находят все больше покупателей: +13% за месяц и +8% за первый квартал.

Из середнячков хорошей положительной динамикой отметились три бренда, причем играющие в принципиально разных сегментах. Это коммерческое подразделение Mercedes-Benz (+50% в марте), премиальная Volvo (+46%) и ориентированная на массового покупателя Mazda (+22%). Эта же троица оказалась в плюсе за три первых месяца года: +21%, +34% и +15% соответственно. Наконец-то перешел в фазу роста Peugeot. Прогресс французов составил 36% в марте и 30% за квартал. Любопытно, что на протяжении последних лет родственники по альянсу Peugeot и Citroen стояли в таблице рядом и показывали похожие результаты, однако совершить рывок наверх удалось только «львам». При этом новых моделей, оказавших влияние на покупателей, не появилось ни у одной из компаний.

Люксовые Porsche, пользовавшиеся отменным спросом в период острой фазы кризиса, сейчас заметно сбавили обороты. За январь-март 2017 года спортивные «немцы» привлекли на 34% меньше клиентов, чем за аналогичный период годом ранее.

Благодаря первому в своей истории кроссоверу F-Pace семимильными шагами прогрессирует британский Jaguar. Продажи выросли на 166% в марте и на 201% за квартал! Абсолютные цифры, правда, остаются не слишком серьезными на фоне конкурентов: всего 627 машин за три месяца.

Отметим и марку SsangYong, которая еще в декабре прошлого года объявила о возвращении на наш рынок. Пока это заявление не подкреплено ничем. Анонсированные кроссоверы Tivoli живьем не появились ни у дилеров, ни в пресс-парке, а счет продажам идет на единицы: 26 машин за три месяца. Очевидно, что это не новые поставки, а остатки старых запасов.

Лидером российского рынка в 2017 году остается Kia Rio. Идущую второй «Ладу Гранта» он опережает на 3,4 тысячи экземпляров: 21 101 машина против 17 701 за первый квартал. На третье место вышел вазовский флагман – «Лада Веста» (15 225 штук). Правда, скорее всего, это временный успех. Дело в том, что продажи Hyundai Solaris затормозили в ожидании нового поколения. За три месяца текущего года дилеры реализовали 12 666 автомобилей, тогда как годом ранее – 21 434 машины. Как только вторая генерация появится «в ассортименте», модель начнет наверстывать упущенное и наверняка снова вырвется на первое место в абсолютном зачете.

Кроссовер Hyundai Creta прочно обосновался на пятом месте (11 345 экземпляров за январь-март). «Кореец» стал новым лидером сегмента, обойдя обоих конкурентов под маркой Renault – Duster (8 601 машина) и Kaptur (6 006 машин). Можно не сомневаться, что на ближайшие месяцы, а то и годы Creta станет самым популярным вседорожником России.

Volkswagen Tiguan в лидеры не метит, однако после смены поколения его прогресс очень заметен. За первый квартал владельцев нашли 5 047 автомобилей, в два с половиной раза больше, чем годом ранее.

Отметим, что по результатам продаж за первые три месяца года ТОП-25 моделей покинули сразу несколько «бюджетников». В списке самых востребованных покупателями больше нет «Лады Приора» и «Ниссана Алмера», а «Лада Калина» и «Датсун он-ДО» пребывают на грани вылета.