Российский покупатель в массе своей небогат, но общемировые тенденции у нас уже проявляются в полную силу: кроссоверы и внедорожники всех мастей и сегментов стали популярнее, чем легковые «бюджетники» В-класса. Вспомним хотя бы быстрый успех Hyundai Creta. Его одноклассники и прямые конкуренты – Lada XRAY и Renault Kaptur – отстают, но ТОП-15 рынка тоже входят уверенно. В такой ситуации любая новая приподнятая модель привлекает пристальное внимание. Поэтому пройти мимо того факта, что Toyota начинает продавать в России модель Fortuner, просто невозможно. Тем более, что это не неженка-кроссовер, а серьезный рамный внедорожник. Как любят говорить в определенных кругах, «правильный».
Модель нам малознакома, поэтому сначала обратимся к истории. Имя Fortuner совсем молодое, оно появилось в линейке «Тойоты» в 2005 году, а ровно два года назад было представлено второе поколение. Кстати, название правильно произносится «Форчунер» с ударением на первый слог. Хотя предполагаем, что в народе машину быстро окрестят «Фортуной». По сути – это внедорожник на базе пикапа Hilux с более комфортабельной подвеской. У него был прямой предок из 1980-х годов, в имени которого родство с грузопассажирской моделью было прописано прямо – Hilux Surf. Вне Японии эта машина продавалась как 4Runner, и в 1990-е ее можно было нередко видеть на российских дорогах. С развитием сегмента новых автомобилей поток «пришлых» иссяк, выносливые внедорожники частично вымерли, частично переехали в регионы, а по официальным каналам 4Runner до нас так и не добрался.
Машину хорошо знают в Австралии, странах Ближнего Востока, Южной Америки и Африки, включая Египет и ЮАР. В 2014 году Toyota начала собирать Fortuner первого поколения в Казахстане. В пределах страны спрос оказался мизерным, и нерентабельный проект быстро закрыли. Его мог бы спасти экспорт в Россию, но утилизационный сбор, а позже введение обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС только еще быстрее завершили карьеру модели. Не успели российские поклонники классических внедорожников взгрустнуть, как в начале этого года появилась обнадеживающая новость: Fortuner появится у нас и без казахстанской сборки. Теперь Toyota расставила все точки над i. Ну, почти все: цены и точные комплектации пока не названы.
Кузов «Форчунера» водружен на самую прочную и выносливую раму из всех, использующихся в семействе Hilux – Heavy Duty. Она адаптирована под заднюю многорычажную подвеску на пружинах: негоже «цивильной» машине в 2017 году ездить с рессорами. Спереди применяется независимая двухрычажка. От асфальта до нижней точки днища производитель заявляет 225 миллиметров. Столько же и у машин для других рынков: сочтя этот показатель достаточным, японцы не стали увеличивать клиренс специально для России. Углы въезда и съезда достигают 29 и 25 градусов соответственно. Длина автомобиля составляет 4795 миллиметров, ширина – 1855, высота – 1835, размер колесной базы – 2745 миллиметров.
Поклонникам кроссоверных полноприводных схем Fortuner может не понравиться. Здесь применяется классический вариант: вручную подключаемые передние колеса плюс понижающий ряд и блокировка заднего дифференциала. Однако есть важное отличие от УАЗа: активировать вторую ось можно на скорости до 100 км/ч, а максимальная скорость движения со всеми ведущими колесами не ограничена. От перегрева узлы трансмиссии защищает дополнительный радиатор.
Как вы уже поняли из написанного выше, никаких изысков по части «железа» автомобилю не положено. Основной спрос, как прогнозируют маркетологи, придется на исполнение с дизелем объемом 2,8 литра. Он хорошо известен в России по другим «рамникам» — пикапу Hilux и внедорожнику Land Cruiser Prado. На «Форчунере» его настройки не отличаются: 177 л.с. и 450 Нм крутящего момента. В тандеме с мотором работает 6-ступенчатый автомат. Альтернативой выступает бензиновая атмосферная «четверка» 2.7 отдачей 163 л.с. Формально она присутствует в российской линейке того же Prado, но такие машины, в пустой комплектации и на «ручке», никому не интересны. Toyota Fortuner с ним готова питаться 92-м бензином. Коробок передач в этом случае предлагается две: механика или автомат.
Внедорожник по умолчанию оснащается тремя рядами кресел. На галерке будет удобно разве что детям: места мало, спинки стоят практически вертикально и не регулируются. Обе половинки дивана можно сложить, откинуть к боковинам кузова или вовсе демонтировать, чтобы не занимали место в багажнике. Подозреваем, что большинство будущих владельцев выберут третий вариант.
Пассажирам каждого ряда обещаны индивидуальные дефлекторы вентиляции и розетки для зарядки гаджетов. А вот обогреваться будут только передние кресла. В перечень пунктов программы адаптации для России вошли задние тормоза. На наших машинах они дисковые, а не барабанные. В списке опций можно найти светодиодные фары, систему бесключевого доступа и запуска двигателя, электропривод пятой двери, камеру заднего вида, мультимедийный комплекс с сенсорным дисплеем диагональю семь дюймов и навигацией. В «зимний пакет» для нашего климата включили дополнительный отопитель салона, обогревы зеркал и руля.
Прямой конкурент у «Форчунера» один – Mitsubishi Pajero Sport, тоже построенный на базе пикапа. Он стоит в России от 2 399 000 рублей на «ручке» и от 2 649 990 рублей – с автоматом. Немало! Toyota Hilux стартует с 2 018 000 рублей, и внедорожник на ее основе явно не может стоить дешевле. То есть Fortuner должен уложиться в диапазон 2,1-2,5 миллиона рублей. Выше трех миллионов цена точно не скакнет: это уже территория неплохо оснащенного Prado.
Российские продажи Toyota Fortuner начнутся в октябре. Станет ли машина успешной? Конечно, это же безмерно любимая у нас Toyota.