Скандал с недоливом топлива: какие выводы последуют?

В рамках проведенного Федерацией автовладельцев России (ФАР) исследования были проинспектированы 34 заправки в 13 регионах страны. В перечень вошли восемь частных и мелкосетевых АЗС, 21 станция, относящаяся к федеральным сетям, и пять вертикально интегрированных нефтяных компаний. Чтобы понимать: к последним относятся самые крупные игроки рынка. Это, например, «Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть», «ТНК-ВР».

Методика проверки, разработанной в ФАР, проста. На заправку приезжает автомобиль, водитель которого открывает лючок и заливает определенное количество литров топлива. Вот только бензин поступает не в бак, а в канистру, установленную в багажнике. Трубка от емкости выведена к заливной горловине, так что сотрудники АЗС даже не догадываются, что к ним пожаловал тайный покупатель. Абсолютную точность до процента подобный способ не гарантирует, однако для того, чтобы понять, что тебя обсчитали, и этого достаточно. За недолив принималось различие между оплаченным и фактически залитым топливом, равное 1%. Нарушения же выявлены на 76% заправок!

На ВИНКах покупателя могут обмануть только в 20% случаев, то есть промышляет этим каждая пятая заправка. Да и недолив здесь в пределах погрешности: тайных покупателей обсчитали только на 1,63%. Сотрудники крупных федеральных и региональных сетей обманывают в 81% случаев, при этом клиентам недоливают от 4,97% до 19,03% оплаченного топлива. А вот на небольших частных и мелкосерийных АЗС водителя обсчитают в 100% случаев на 5,66-8,03%. Если усреднить результаты, то получается, что покупая топливо на небольших заправках, автомобилисты сильно проигрывают в цене. Средний недолив составляет 5,05%, и такой «побочный заработок» сотрудников можно смело прибавлять к цене литра бензина или дизеля.

«Недолив топлива — это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Получается, что некоторые участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене», — говорится в исследовании ФАР.

Так, на одной из станций в Краснодарском крае АИ-95 продавался по цене 44,70 рубля за литр. Но из-за недолива в 19,03% фактическая стоимость одного литра горючего составляет 55,21 рубля. На одной из Подмосковных заправок при стоимости 95-го бензина в 39,90 рубля недолив составил 12,8%. Так что фактически клиент покупал топливо за 44 рубля. Думаем, не нужно уточнять, что представители Независимого топливого союза поспешили не просто опровергнуть эти результаты, но и кинуть тень на исследователей.

«В первую очередь, нужно разбираться, что это за исследование, и как оно было проведено. Что за оборудование замеряло уровень недолива, какие датчики стояли, как они были поставлены. Самое главное – смущает выборка – 34 автозаправки – это очень не репрезентативная выборка, из которой нельзя сделать вывод, что проблема недолива есть по всей стране. Если мы хотим проводить качественное исследование, то выборка должна быть больше, и она должна быть совершенно другой», — заявил президент НТС Павел Баженов.

С другой стороны, Баженов не отрицает, что «проблема с недоливом, отчасти, возможно, есть». По его словам, сегодня все продавцы топлива вынуждены работать в ноль или же в убыток себе. И, если крупные акулы рынка могут себе это позволить, извлекая прибыль в других секторах бизнеса, то небольшие «мальки» вынуждены «искать альтернативные способы выжить».

«Тут продавцов можно понять — после решения правительства заморозить розничные цены на бензин, рынок оказался очень сильно подкошен. Розничную цену заморозили, а оптовая — осталась рыночной», — поясняет президент Независимого топливного союза.

Кстати, рядовой автомобилист как-либо повлиять на ситуацию, даже если факт обмана выявлен на месте, никак не может. Чтобы оператора наказали, нужно жаловаться оператору для проверки самой колонки, руководству заправочного комплекса и боссам фирмы. На деле такие претензии от частных лиц рассматриваются крайне редко, да и гражданам часто недосуг выяснять правду и идти до конца. Проще начать заправляться в другом месте.

«Бесчисленны жалобы людей, что согласно выданному чеку им заливают в бак объем бензина, который превосходит паспортные показатели автомобиля. Поразительно, но топливомеры в автомобилях до сих пор довольно примитивны: погрешность в три-пять литров считается нормой. В смену с одной АЗС навар от недолива может исчисляться сотнями тысяч рублей», — пояснил автомобильный адвокат и правозащитник Сергей Ифанов.

Пока продавцы и общественники спорят на тему корректности проведенного исследования, в Росстандарте приняли этот «тревожный звоночек» и принялись за разработку мер, призванных бороться с обманом и недоливом. В перечень могут войти внеплановые проверки АЗС. Сегодня основанием для таковых может считаться только информация о причинении вреда жизни и здоровью граждан либо факты причинения такого вреда. Соответственно, заявления о недоливе топлива прокуратура попросту не рассматривает, и внеочередные проверки не проводятся. Хотя только в 2017 году подобные жалобы составляли 46,2% от общего количества обращений.

Кроме того, в ведомстве хотят наделить сотрудников надзорных органов правом проведения контрольных закупок в режиме тайного покупателя. Сами же колонки в Росстандарте предлагают признать измерительной системой, что позволит установить более жесткие требования к их программному обеспечению и наличию компонентов безопасности. Надзорщики же смогут прямо на месте проверить подозрительную колонку. Заключительным положением новых поправок должны стать более жесткие санкции за выявленные нарушения.

Ожидается, что поправки будут приняты не позже следующего года. Пока же автомобилисты вынуждены мириться не только с фактами недолива, но и с постоянно растущими ценами на бензин и солярку. Очередной скачок вверх ожидается с наступлением осени.