Несколько лет назад АвтоВАЗ дал обещание каждую крупную выставку радовать российских автомобилистов новым концепт-каром. И слово свое автогигант держит. Сначала были «Веста», «Иксрей» и «Веста SW Кросс», успевшие уже превратиться в серийные машины. Затем появилась Lada XCODE, которую называли прообразом свежей «Калины». И это не считая концептов, которые фактически были предсерийными вариантами (например, «Весту Спорт» и «Иксрей Кросс» двухлетней давности).
И вот на ММАС-2018 перед публикой предстал очередной интригующий прототип – Lada 4×4 Vision. Сразу же возник главный вопрос: действительно ли новая «Нива» третьего поколения (вторым, напомним, была Chevrolet Niva) будет выглядеть так? Опыт «Весты» и «Иксрея» подсказывает, что да. Дошедшие до конвейера детища Стива Маттина имеют минимум отличий от своих прообразов. Несмотря на бюджетный статус, последние новинки «Лады» отличаются смелостью и красотой линий, с которыми конкуренты пока не рискуют экспериментировать.
Есть и второй аргумент. Пару лет назад стала упорно мелькать дата дебюта следующей «Нивы» — 2021 год. До сих пор дату не поменяли: судя по всему, она окончательно утверждена. А раз так, времени на разработку полноприводника остается не так уж и много. За три года до запуска дизайн должен быть утвержден. Так что концепт можно считать весьма близким к серийной машине образцом.
Конечно, автомобиль окажется на конвейере не прямо в таком виде. Колеса станут поменьше диаметром, да и капот сейчас выглядит длинноватым для машины с четырехцилиндровыми моторами. А вот в неизменность оптики охотно верим. Икс-стиль ей идет, а светодиоды, с помощью которых рисуется орнамент, сегодня с каждым днем становятся дешевле и уже по карману недорогим моделям. Площадь остекления вполне может остаться такой же, как на прототипе. На нынешней «Ниве» она тоже невелика, а сохранение ее черт во внедорожнике следующей генерации – главная задача, стоявшая перед Стивом Маттиным.
И надо признать, ему это мастерски удалось! «Надфарники», вентиляционные прорези в задней стойке кузова и стилизованный под трехдверный профиль (дверей-то на самом деле пять) – это те «пасхалки», которые сразу бросаются в глаза всем, кто знаком с классической «Нивой». Ее мотивы можно обнаружить и на корме. За основу команда дизайнеров взяла не рестайлинговый ВАЗ-21213, а изначальный вариант машины. Поэтому горизонтальные фонари появились не на пустом месте. Это еще одна отсылка – к «шестерочной» оптике, украшавшей корму первого ВАЗ-2121.
Если дизайн будущей «Нивы» явно удался и должен понравиться как уже имеющимся поклонникам модели, так и привлечь к ней новых фанатов, то касательно агрегатной части новости, увы, плохие. Все идет к тому, что по внедорожной части преемница окажется хуже нынешней машины. Главный аргумент разработчиков в том, что людей, которым нужен настоящий «проходимец» становится все меньше. А раз так, можно не слишком сосредотачиваться на оффроудных способностях.
Но есть под этим посылом и сугубо рациональный расчет. Модернизировать дальше платформу существующей «Лады 4х4» невозможно, а автомобиль, сменив поколение, должен стать современнее. Разрабатывать с нуля основу для серьезного внедорожника и выпускать только одну модель отнюдь не фантастическими тиражами – слишком расточительно. В альянсе Renault-Nissan не выделят на это деньги, а своими силами АвтоВАЗ работу не потянет.
Остается единственный вариант – взять для новой «Нивы» одну из уже существующих платформ. А это означает переход внедорожника в категорию кроссоверов. Уже известно, что вазовский полноприводник будет базироваться на «тележке» Global Access (она же B0). То есть – станет родственником Renault Duster и Kaptur. Вполне вероятно, что в гамме появятся даже моноприводные версии. С другой стороны, «Нива» наконец-то обретет автомат и так необходимые современному автомобилю опции, повышающие комфорт и безопасность. Напомним, что из последней категории у машины сейчас есть только ABS – и все!
Впрочем, вазовские инженеры полны решимости максимально дистанцировать свое детище от пресловутого «Дастера». По слухам, «Ниве» хотят оставить понижающий ряд в трансмиссии и постоянный полный привод. Якобы будет даже две версии: одна – чистый кроссовер, копия Renault, вторая – с улучшенной проходимостью. И тут встает финансовый вопрос. Нужно будет либо серьезно перекроить существующую дастеровскую трансмиссию, либо сделать абсолютно новую и интегрировать ее в платформу B0. Оба варианта потребуют серьезных затрат. Пойдет ли на это альянс?
Поклонники «Нивы», ясное дело, требуют оставить автомобиль настоящим внедорожником, не оскверняя его многодисковой муфтой и подключаемым полным приводом. Но вряд ли их услышат. Сегодня больше в чести кроссоверы – это очевидный факт. Новый кузов и современный интерьер, скорее всего, добавят «Ниве» больше поклонников, нежели их убавится из-за отсутствия серьезного трансмиссионного «железа». Так что фанатам стоит приготовиться к худшему, но надеяться на то, что вазовцы смогут хотя бы частично продавить свою точку зрения.
И еще одна плохая новость. «Нива» не будет такой же дешевой, как ныне выпускаемое поколение. О цене в 500-600 тысяч можно забыть. Если оперировать сегодняшними ценами на рынке, то новинка, на наш взгляд, только стартовала бы от 700 тысяч.