Спрос в России оживает и чем дальше, тем больше. Рост начался с приходом весны. Причем мартовский прогресс оказался достаточным, чтобы в плюс вышел весь первый квартал. Пусть всего на один процент, но и этого мы ждали на протяжении нескольких лет. За полгода владельцев нашли на 6,9% машин больше, чем годом ранее. Ну а к исходу третьего квартала статистика Ассоциации европейского бизнеса
(АЕБ) зафиксировала суммарный рост продаж на 10,6%. И это при том факте, что само объединение в конце 2016-го давало сдержанно-позитивный прогноз на +4%. Самое время пересмотреть его.
«Сентябрь доказал, что является еще одним месяцем на пути восстановления российского рынка. По сравнению с прошлым годом квартальные продажи с июля по сентябрь выросли на существенные 17,7% и в абсолютных цифрах (410 тысяч автомобилей) достигли показателей того же квартала два года назад. На рынке царит настроение, что позитивный тренд продолжится и в предстоящие месяцы. Соответственно, прогноз АЕБ на 2017 календарный год был изменен в сторону увеличения и равен сейчас 1,58 миллиона автомобилей или +10,8% по сравнению с 2016 годом», — полагает глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
С мая прогресс измеряется двузначными числами – от 14,7% до 18,6%. Сентябрь занял второе место после июля с результатом +17,9%. За первый осенний месяц владельцев нашел 148 371 автомобиль. Всего с начала года из ворот дилерских центров выехали 1 129 374 машины.
В тройке лидеров без изменений: «Ладу» (221 207 проданных машин за девять месяцев) преследуют Kia (135 223 машины) и Hyundai (111 885 машин). Что любопытно, у Hyundai в ТОП-5 входят сразу две модели, Solaris и Creta, но по суммарным продажам бренд проигрывает родственному Kia. Solaris вдобавок ко всему теряет покупателей, а Rio после смены поколения и увеличения цен по-прежнему прогрессирует семимильными шагами. Отечественную марку корейцам пока не догнать. Даже несмотря на то, что Kia заметно опережает тольяттинцев по темпам роста: +40% в сентябре и +27% с начала года против +24% и +17% у «Лады» за те же периоды.
Перешагнуть планку в сто тысяч проданных автомобилей удалось только тройке лидеров. Максимально приблизился к ним Renault (95 718 машин и +18%), а замыкает пятерку Toyota (67 384 машины и -1%). Японцы, кстати, единственные из десятки самых массовых марок российского рынка, кто до сих пор не вышел в плюс. В сентябре их реализация и вовсе просела на 10%, что на фоне конкурентов выглядит неожиданно. Резкого повышения цен у бренда не было, а отсутствие новинок может подкосить продажи кого угодно, только не «Тойоты»: эти автомобили у нас любят отнюдь не за свежесть облика и высокотехнологичные опции.
Из верхней части таблицы максимальным ростом по итогам января-сентября отметились Datsun (+36%), Kia (+27%), Volvo (+24%), Renault и Volkswagen (по +18%), а также Mazda (+15%). В неудачниках пока ходят Audi (-22%), УАЗ (-13%), Lifan (-6%), Mercedes (-4%), Lexus (-3%), Land Rover (-2%) и Toyota (-1%). Продажи BMW выросли на шесть процентов, и баварцы занимают вторую позицию в премиальном секторе после «Мерседеса». Правда, разрыв между ними пока еще велик: россияне купили с начала года 27 226 автомобилей с трехлучевой звездой и 21 881 машину с бело-голубой эмблемой.
Отметим бренд Ravon, у которого значатся колоссальные темпы роста: 1462% за девять месяцев и 445% в сентябре. Тут все объясняется эффектом низкой базы: в прошлом году марка-преемник Daewoo набирала обороты, только выйдя на рынок, а сейчас потребители ее «распробовали». После долгой фазы роста, вызванной появлением кроссовера F-Pace, иссяк Jaguar (-7% за сентябрь). Впрочем, вот-вот начнутся поставки более компактного и доступного вседорожника E-Pace, так что спрос наверняка опять пойдет вверх. SsangYong по-прежнему пребывает на дне. Анонсированного почти год назад возвращения на российский рынок так и не случилось: за минувший месяц продан всего один (!) внедорожник. В сентябре 2016-го их было в девять раз больше.
Kia Rio продолжает отрываться от «Лады Гранта»: 73 532 машины против 67 702. В сентябре «кореец» снова занял верхнюю строчку в статистике. Сменив поколение, он стал дороже, но покупателей это не останавливает. Что подтверждает тезис о том, что от «Соляриса» клиенты отвернулись не по причине возросшей стоимости, а из-за наличия близкой по цене «Креты». Hyundai окончательно сдал «бронзовую» позицию «Ладе Веста». Их продажи за январь-сентябрь близки, 54 641 отечественная машина и 53 264 иномарки. Но первых купили на 17 216 экземпляров больше, чем годом ранее, а вторых – на 13 338 меньше.
Чуть ли не вдвое выросли в сентябре продажи «Лады Иксрей», с 1696 до 3175 машин. Высокий хэтчбек из Тольятти оказался на восьмом месте и по итогам месяца, и по итогам с начала года. Настоящей сенсацией сентября стал расклад в сегменте среднеразмерных кроссоверов. Volkswagen Tiguan продавался лучше, чем… Toyota RAV4! Это кажется невероятным, но факт: 2459 машин против 2441. С начала года «немец» с калужской пропиской уже опередил и Kia Sportage, и Nissan X-Trail. Если так пойдет и дальше, то лидирующему положению японской модели скоро может прийти конец. Уж больно полюбился российским покупателям Tiguan второй генерации. А еще заметно вырос спрос на бюджетный седан Datsun on-DO и внедорожник «УАЗ Патриот».
Последний квартал, скорее всего, ознаменуется еще большими темпами роста, и российский рынок вступит в 2018 год с позитивным настроением. Будем надеяться, что положительная динамика сохранится надолго.