Новые отношения: в России изменился регламент работы ГИБДД

ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ

C 20 октября в России вступил в силу новый регламент ГИБДД – приказ МВД № 664. Самым обсуждаемым его пунктом стало разрешение останавливать автомобили и мотоциклы для проверки документов вне стационарных постов, в любом месте по усмотрению инспектора. Действительно, запрет на это действовал последние несколько лет. Вот только он фактически ничего не менял на дорогах. При остановке гаишнику достаточно было назвать водителю любую причину: проверка на угон, подозрение в преступлении, операция «Трезвый водитель», «Ремень безопасности» и т.п. Возможности проверить обоснованность повода у автомобилиста все равно не было, и проверка документов шла своим чередом.

К тому же за последние годы количество стационарных постов ДПС в России уменьшилось в разы, а с распространением автоматических камер видеофиксации заметно снизилось количество «засад». Вот и получается, что попасть на проверку документов на дороге стало практически невозможно. Между тем, такой контроль необходим, поэтому норму и вернули в регламент.

К слову, документы водитель отныне должен передавать инспектору не только без обложки, но и без «удерживающих устройств». Это прямо прописано в документе.

КАМЕРЫ В ЗОНАХ РЕМОНТА

В старом приказе №185 была предусмотрена формулировка: «Применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускается». Это означало, что в зонах ремонтных работ гаишники не имели права ставить камеры, рассылающие «письма счастья». Теперь все будет по-другому.

Кивая на статистику ДТП, в полиции решили активно применять практику установки радаров на сужении дорог. Скорее всего, это будут переносные комплексы, так как установить стационарный на несколько недель или даже месяцев обойдется слишком дорого. Устанавливать измерители скорости предписано по особым правилам. Их уже разработали в ГИБДД и передали в Росавтодор. К примеру, должен быть зафиксирован срок проведения ремонта. После официальной даты его завершения фиксация нарушений прекращается. Правда, остается открытым вопрос, как будут узнавать водители о том, что знаки перестали действовать. Российские дорожники не отличаются аккуратностью, и забытый знак «40» на участке с новым асфальтом отнюдь не редкость.

СПРАВКИ О ДТП

За спорами об остановках вне постов и камерах в зоне ремонта все упустили действительно принципиально важное новшество. Справок о ДТП больше не будет! Водителям выдадут только копии протоколов и постановлений. Формально отмененная бумага была не нужна. Все необходимые для урегулирования страхового случая данные содержатся в протоколе и извещении о ДТП, которое участники аварии заполняют самостоятельно. Вот только требования закона об ОСАГО и правил каско страховщиков никто не отменял! А в них прямо прописано наличие, в том числе, и справки о ДТП.

Крайними, как всегда, остались пострадавшие в аварии водители. ГИБДД не выдаст им необходимый для страховой документ, а страховая с радостью откажет в выплате. Представители компаний уже успели заявить, что не перестанут требовать упраздненную бумажку. По данным РСА, в ГАИ сейчас готовят разъяснения для сотрудников по поводу внесения необходимой информации об аварии в другие документы о ДТП. Однако когда эта процедура заработает, никому не известно. Остается только посочувствовать тем, кто окажется «между двух огней» в тот период, пока сохраняется неясность.

СЪЕМКА ДЕЙСТВИЙ ИНСПЕКТОРА

Снова вспомним о нормах предыдущей редакции регламента: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, о существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». В новом документе этой фразы нет. В ГИБДД уверяют, что расценивать это как запрет на съемку нельзя. Как и прежде, такое право есть у водителя как у гражданина страны.

Инспектор может потребовать прекратить запись в соответствии с требованиями законов «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Например, если в районе введен режим контртеррористической операции, или если водитель своими действиями мешает работе сотрудника ДПС. Формулировки, надо заметить, весьма расплывчатые. Как будет работать норма на практике, пока неясно.

Отметим, что записывать процесс может и сам гаишник – на персональный видеорегистратор или собственный смартфон.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В регламенте подробно расписали нормы поведения сотрудников ГИБДД при общении с водителями. Им запрещены высказывания «дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений», грубость, заносчивость, предвзятые замечания, оскорбительные выражения или реплики и действия, «провоцирующие противоправное поведение».

На стадии обсуждения в документе содержался и запрет на курение, однако из окончательно версии его убрали. Начальник управления ДПС и спецмероприятий ГИБДД России Александр Быков пояснил, что у ведомства есть типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих. «Там эта норма включена, поэтому мы исходили из того, что нормы не должны дублироваться», — рассказал он.

ПРОЧИЕ МОМЕНТЫ

Упомянем еще ряд новшеств. Отныне в законе прямо прописано, что вместо привычного полиса ОСАГО водитель может предъявить распечатку его электронной версии. Если патруль ДПС повез автомобилиста на медицинское освидетельствование, и оно показало отсутствие опьянения, то водителя обязаны отвезти обратно к его машине. Прятать служебный транспорт, располагаясь в «засаде» инспекторам по-прежнему запрещено. Однако если дежурство необходимо вести на аварийно-опасном участке или местности со сложным рельефом, то автомобиль может быть скрыт какими-либо объектами. Но – подчеркнули в ГИБДД – не специально, а только при отсутствии возможности поставить его по-другому и при этом не создать опасности для других участников дорожного движения.