В ходе борьбы автопроизводителей за перспективную молодежную аудиторию машины становятся ярче, мощнее, а в оснащении появляется все больше современных гаджетов и примочек. Все это и привлекает 20-летних и тех, кто пока категорически не готов взрослеть. В четвертый раз вернувшийся на российский рынок бренд «Сеат» с уверенностью заявляет: пока остальные марки заигрывают с молодежью, они уже завоевали ее любовь.
История бренда Seat началась еще в 1950 году, когда итальянский концерн Fiat открыл свой филиал в Барселоне. Изначально Сеат производил фиатовские модели под своим логотипом. Первым в 1953 году стал Seat 1400, в 1957 — Seat 600. В 1984 году появилась первая Ибица, а спустя два года концерн Volkswagen приобретает 51% акций Seat. К 1990 году Volkswagen Group стал полноправным владельцем Seat, после чего началась современная история испанского бренда.
Даже тем, кто ни разу не видел основную модель «Сеата» – «Ибицу» – сразу понравится ее название: слово культовое, центр клубной жизни Европы и отличный курорт. И теперь частичку испанского солнца в лице Seat Ibiza можно будет чаще видеть на улицах российских городов.
Если прежний импортер «Сеата» — польская компания Iberia Motor – сумела возвести лишь несколько автосалонов, то планы у Volkswagen Group Rus куда более масштабные. Дабы избежать перебоев с поставками запчастей, в Москве уже создан централизованный склад, а для развития продаж до конца года по всей России появятся 25 дилерских центров.
Завод в Мартореле открылся в 1993 году. В сутки предприятие способно производить около 2000 тысяч автомобилей, а годовые мощности достигают полумиллиона машин.
Между тем, модельный ряд, представленный в России, пока далек от полноты. На данный момент у нас доступны лишь три модели: хэтчбеки Ibiza и Leon, а также полноприводный минивэн Altea Freetrack. Но даже несмотря на это, до конца года оптимистичные «сеатовцы» планируют реализовать в России около 7 тысяч автомобилей. Кроме того, уже в течение ближайших двух лет линейка пополнится седаноподобным Toledo и компактным кроссовером на базе Audi Q3. Именно эти модели могут стать локомотивом развития «Сеата» в России.
Пока же у российского представительства есть время, чтобы поработать над узнаваемостью и формированием имиджа. Ведь у нас марка Seat по-прежнему малоизвестна. Многие ее либо не знают, либо путают с более известным «Фиатом». Но и «сеатовцы» зря времени не теряют и пытаются исправить столь обидное положение дел. Уже сейчас компания пропагандирует новый слоган Enjoyneering («радостный инжиниринг») и нисколько не стесняется напоминать всем, что в автомобилях Seat сплетаются не только испанские эмоции, но и немецкие технологии.
В производстве кузовов Seat Ibiza заняты около 100 рабочих и 600 роботов Kuka. Для этой модели предусмотрено 3700 сварочных точек.
Двухдневный визит в Барселону (завод Seat находится в пригороде второго по величине испанского мегаполиса) был расписан по минутам. Из аэропорта – сразу в святая святых, на завод в город Марторель. Последнее, о чем думаешь при въезде на закрытую территорию в промышленной зоне Каталонии, – это о том, что ты на автомобильном заводе. Кругом чистота и тишина. И только бесконечное количество машин вдоль аккуратных лужаек напоминает о том, что именно здесь штампуются «Сеаты».
На заводе выпускается около 2000 машин в сутки, годовые мощности могут доходить до полумиллиона автомобилей. Здесь есть своя железнодорожная ветка, а на рынки стран северной Европы готовые автомобили отправляют морем. Само производство составляют несколько внушительных зданий. Каждые полчаса объявляется перерыв, во время которого рабочие убираются на своих местах. Основная работа выполняется автоматизировано. Например, на линии «Ибицы» стоят 600 роботов Kuka. Для этой модели предусмотрено 3700 сварочных точек. Крыша и боковые стойки привариваются лазерной сваркой. Контроль качества проводится один раз в день с помощью ультразвука.
После осмотра завода – экскурсия в подразделение Seat Sport, расположившееся здесь же – на заводе в Мартореле. Тут никаких роботов – все вручную. Компания уже 40 лет разрабатывает гоночные машины. Журналистам повезло увидеть, как испанцы корпят над машиной российского гонщика Алексея Дудукало. И если кто-то захочет улучшить базовое оснащение своей машины, специалисты компании тут же готовы взяться за работу. Самым доступным детищем Seat Sport является Ibiza SC Trophy стоимостью около 31 тысячи евро, рассчитанная на участие в монокубках. Спортивная «Ибица» оснащается 1,4-литровым турбомотором мощностью 180 л.с. и семиступенчатой трансмиссией DSG с дифференциалом повышенного трения.
На второй день журналистам было предложено самостоятельно испытать ходовые качества «Сеатов». Организаторы проложили незамысловатый маршрут от завода до берега моря. Весь путь по ровной, идеально проложенной дороге занял всего 20 минут. «Слишком просто», — подумали мы и отправились тестировать машины в горы.
Подразделение Seat Sport расположено здесь в Мартореле. За год здесь производится около сотни автомобилей, которые в основном расходятся по монокубкам. Нам же посчастливилось встретить автомобиль, который инженеры Seat Sport готовят для нашего гонщика Алексея Дудукало.
Основную ставку производители делают на недавно обновившуюся «Ибицу». В России новинка продается сразу в трех кузовах: пятидверный хэтчбек, трехдверка SC и универсал ST. После обновления Seat Ibiza возмужал. Появились остроконечные фары с опциональными дневными светодиодными огнями, более выразительный бампер и угловатые противотуманки.
Seat Ibiza — основная модель и самая новая модель испанского бренда. Именно на нее Seat возлагает основные надежды. Вскоре на помощь Ибице подоспеет и новый Seat Leon, премьера которого состоится осенью на автосалоне в Париже.
А еще Seat Ibiza может похвастать широкой гаммой бензиновых моторов. У нас доступны два старых атмосферника объемом 1,4 и 1,6 литра мощностью 85 и 105 л.с., а также два турбоагрегата TSI объемом 1,2 и 1,4 литра, выдающие 105 и 150 л.с. соответственно. Коробки – пятиступенчатая «механика» или 7-скоростной робот DSG с двумя сцеплениями.
Самый доступный трехдверный хэтчбек в комплектации Reference с атмосферным мотором объемом 1,4 литра, МКПП, электростеклоподъемниками, кондиционером и обогревом передних кресел обойдется в 549 990 рублей, а за топовую 150-сильную Ibiza FR с DSG придется раскошелиться уже на 909 990 рублей.
Seat Leon предлагается с теми же моторами, что и у «Ибицы», плюс два более мощных агрегата 1,8 TSI (160 л.с.) и 2,0 TSI (211 л.с.). Первый доступен как с «механикой», так и с 7-скоротсной DSG, второй – только с шестиступенчатым «роботом». Правда, на нынешний «Леон» больших надежд не возлагается, так как осенью на автошоу в Париже представят машину нового поколения, которая и вступит в бой с конкурентами. Разброс текущей модели – от 609 990 до 1 079 990 рублей.
Третьей моделью Seat, представленной в России, является минивэн Altea Freetrack. Тандем двигателя и коробки только один – 2,0 TSI и DSG6, а выбрать можно только между передне- (1 069 990 рублей) и полноприводной модификациями (1 169 990 рублей).
Каким будет это очередное возвращение Seat в Россию, покажет время. В пользу испанского бренда говорит яркий дизайн и зарекомендовавшие себя фольксвагеновские технологии. А главные задачи, которые предстоит решить российскому подразделению марки, – сформировать соответствующий имидж и вести гибкую ценовую политику. Иначе, как и прежде, Seat растворится среди своих же ближайших родственников, которые уже заняли свои ниши на российском автомобильном рынке.