Первый осенний месяц показал падение продаж по сравнению с сентябрем 2014 года на 28,6%. Владельцев нашли 140 867 новых автомобилей. Всего по итогам девяти месяцев реализовано почти 1,2 миллиона машин, что меньше прошлогоднего уровня на 33%.
«Продажи сентября не позволили существенно улучшить ни показатели рынка по отношению к прошлому году, ни прогноз на оставшиеся три месяца. Согласно последнему опросу членов АЕБ, прогноз на весь 2015 год остался практически без изменений на уровне 1,57 миллиона штук, включая пассажирские и легкие коммерческие автомобили, что на 37% меньше, чем в 2014 году», — полагает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Предположение, что за оставшийся до конца года квартал результат ухудшится на четыре процентных пункта, вполне логично. Октябрь, ноябрь и декабрь 2014-го запомнились чуть ли не рекордными продажами. На фоне обвала курса рубля и ожидания заметного повышения цен покупатели практически опустошили склады дилеров. В этом году производителям на подобный энтузиазм рассчитывать не приходится, посему и минус окажется намного более заметным.
Скидки позволили покидающим наш рынок маркам Chevrolet и Opel улучшить продажи. Американский бренд даже смог по итогам января – сентября войти в ТОП-10 рынка. Впрочем, на решение концерна GM в глобальном плане это не повлияло, но некоторые отступления от изначально заявленного сценария все-таки наблюдаются. О сохранении в российской линейке кроссовера Opel Mokka стало известно еще в первой половине лета. К осени Chevrolet неожиданно завез в нашу страну партию его «близнецов» под названием Chevrolet Tracker. А городской хэтчбек Chevrolet Spark и бюджетный седан Chevrolet Cobalt, как выяснилось, вернутся в Россию в следующем году под маркой Ravon (бывшая Uz-Daewoo).
С полным правом назвать этот год удачным могут четыре марки. Кризис стал звездным часом для Porsche. Дорогие немецкие спорткары расходились на 30% лучше, чем годом ранее, а в сентябре рост оказался вообще умопомрачительным – плюс 119%! Коммерческое подразделение Mercedes-Benz тоже в ударе: плюс 12% за три квартала и рост в полтора раза в первый осенний месяц. Для «Лексуса» сентябрь закончился с минусом, но на общий итог он не повлиял: рост за январь – сентябрь на 10%. Но больше всего удивляет повышенный интерес покупателей к «уазикам». Ульяновцам удалось добиться 8%-ного прогресса. Конечно, на общем фоне стоимость отечественных внедорожников остается достаточно привлекательной, однако абсолютные цифры маленькими не назовешь. К примеру, топовые комплектации семейства «Патриот» уже перешагнули отметку в миллион рублей.
В группе лидеров падение на 35-40% — норма. По-прежнему в ударе корейцы, которые потеряли всего 10-13% покупателей. Лидерству «Лад» ничего не угрожает (203,5 тысячи проданных автомобилей против 119,4-119,7 тысячи у Hyundai и Kia), но это справедливо только для зачета марок. В рейтинге моделей некогда уверенно себя чувствовавшая на вершине Lada Granta стремительно катится вниз. В последний раз она была первой в июне и уже третий месяц подряд уступает лидерство. В сентябре машина повторила провал июля, оказавшись третьей. Причем падение продаж относительно сентября 2014 года составило 50%! Если ситуация не изменится (а предпосылок к этому нет), то за оставшиеся три месяца Hyundai Solaris обойдет отечественную машину и сотворит сенсацию, заняв первую строчку в статистике продаж за год. Сейчас разрыв между «Грантой» и «корейцем» составляет менее пяти тысяч штук. При этом только за август – сентябрь Solaris сократил разрыв на четыре тысячи автомобилей!
АвтоВАЗу наверняка хочется верить, что снижение покупательского интереса к «Гранте» связано с ожиданием новой «Весты», которая поступит в продажу 25 ноября. При всей симпатии к тольяттинской новинке, вряд ли это на самом деле так. Для покупателей «Лад» всегда была важна цена. А что мы имеем сейчас? «Гранта» стоит заметно меньше, чем Hyundai Solaris и Kia Rio. «Веста» же почти сравняется с ними по цифрам в прайс-листе, однако между отечественной машиной и иномаркой подавляющее большинство соотечественников предпочитают сделать выбор в пользу второй. Кроме того, до конца года будет сделано всего пять-шесть тысяч седанов, что заведомо мало для попадания на верхние места в статистике продаж.
Лидирующая троица (Lada Granta, Hyundai Solaris и Kia Rio) идет очень плотной группой и с большим отрывом от остальных. Ни одна другая модель на сегодняшний день не может составить им реальной конкуренции.
Отметим наличие в ТОП-25 самых популярных на рынке моделей сразу нескольких недешевых вседорожников. По итогам сентября в списке присутствуют Hyundai ix35, Mazda CX-5, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander, Volkswagen Tiguan и дорогая Toyota Land Cruiser Prado. В таблице за три квартала присутствуют те же модели, но вместо «Тигуана» и «Прадо» — Nissan X-Trail.
Добавим, что первые 13 мест в рейтинге занимают модели локальной сборки.