Не дождетесь: давно обсуждаемые, но не принятые законопроекты

Едва ли не дольше всех обсуждается идея официальной продажи «красивых» номеров. Это один из ключевых пунктов законопроекта «О государственной регистрации транспортных средств», который находится на рассмотрении Госдумы с 2011 года, то есть уже семь лет. Другие его пункты предусматривают разрешение регистрировать новые машины без визита в ГИБДД, а самим дилером, и упрощенный порядок идентификации и перерегистрации автомобилей, у которых от возраста стали нечитаемыми номера кузова, рамы и т.п.

Документ был внесен бывшим главой Госавтоинспекции Владимиром Федоровым. Первое чтение проект прошел в 2013 году и с тех пор находится на доработке. Скорее всего, о нем практически все уже забыли. Тем более, что сам Федоров уже не является ни сенатором, ни руководителем ГАИ. Если же закон все-таки состоится, то автомобилисты смогут выбирать при регистрации сочетание букв и цифр на номерном знаке. За базовую пошлину – из имеющихся в наличии обычных сочетаний, за повышенную – «красивые». Поправка о постановке транспорта на учет прямо в автосалоне никаких трудностей для реализации не представляет, ведь изготовлением номеров и так уже не первый год занимаются частные фирмы, а новая машина, очевидно, не нуждается в дополнительных проверках на «чистоту».

И все же полезные новшества «забуксовали» в Госдуме. А ведь продажа номеров принесла бы дополнительные средства бюджету.

Осенью 2016 года мы писали о проекте масштабной реформы формата номерных знаков. Для мотоциклов предлагалось ввести «жестянки» уменьшенных размеров, так как нынешние для двухколесных транспортных средств (особенно малого класса) откровенно велики. Спортивные и ретроавтомобили должны были получить отдельный формат, который позволил бы им пользоваться определенными привилегиями по части страховки и техосмотра. Наконец, в качестве альтернативы табличкам стандартного размера авторы хотели внедрить номера «американского» и «японского» форматов, чтобы у владельцев подержанных машин из соответствующих стран не было проблем с установкой.

Была анонсирована разработка нового госстандарта, но на этом все и заглохло. Отчасти проблема та же, что и у законопроекта о регистрации транспортных средства: инициатор и один из авторов документа, бывший начальник НИЦ БДД Олег Порташников сменил место работы.

В последние годы в России масштабно и перманентно правят законы об ОСАГО и автошколах. В чем-то удачно, в чем-то – нет. Однозначно провалилась реформа техосмотра, но как раз с ним пока ничего не сделали. Передача контроля за техническим состоянием транспорта от автоинспекции страховщикам в теории должна была стать благим делом, ведь последние, казалось бы, сильно заинтересованы в исправности машин. Но – не сложилось. Купить диагностическую карту стало проще и дешевле, и степень коррумпированности отрасли достигла колоссальных размеров.

Идеи звучат следующие. ГИБДД хочет вернуть себе хотя бы контроль за грузовиками и автобусами. С последними проблем много, надзор за ними нужен, как воздух. Кроме того, предлагается вернуть обязанность для водителей возить диагностическую карту с собой, а за ее отсутствие ввести 800-рублевый штраф. Как это поможет, если заветная бумажка по-прежнему будет продаваться на каждом углу, неизвестно. Но пока никакого продвижения законопроекта не видно. Видимо, всех ситуация с техосмотром устраивает. Иначе порядок прохождения контроля давно бы изменили.

В качестве очередного шага по ужесточению наказания за пьяное вождение еще в 2014 году было предложено ввести залог – задержание автомобиля до уплаты штрафа. Подразумевалось, что 30 000 рублей сразу найдут не все. А пока у любителя нетрезвой езды нет машины, он не сможет снова сесть за руль (как известно, управление уже лишенными прав водителями не редкость). Но вот уже четыре года идея никак не продвигается. В 2016-м Госдума одобрила его в первом чтении, и на этом дело застопорилось. Пока все по-прежнему: за нетрезвое состояние автомобилисты отвечают штрафом, лишением водительского удостоверения, а в определенных случаях – еще и наказанием вплоть до уголовного.

А вот столь ожидаемый страховщиками контроль за отсутствием полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений после многомесячных согласований скоро должен заработать. С 1 сентября пилотный проект стартует в Москве, а затем и по всей стране. Правда, обещают, что постановление будет приходить только одно за сутки, а не от каждого комплекса, который заметил машину без страховки. По разным оценкам, сейчас без ОСАГО ездит до 4 000 000 водителей, и это стало большой проблемой. Параллельно страховые компании добивались значительного увеличения штрафа за отсутствие полиса – с нынешних 800 до 5000 рублей. Однако законодатели на это не пошли. Посмотрим, поможет ли это решить проблему повального отказа от покупки обязательной страховки.