Идем в гору: итоги российского авторынка в 2017 году

На протяжении четырех лет, в 2013-2016 годах, продажи новых автомобиле в России падали. С 2,94 миллиона штук в 2012 году они сократились до 1,43 миллиона в 2016-м: более чем вдвое! Долгожданный просвет наступил только в прошлом году. Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи увеличились с 1 425 786 до 1 595 737 машин, на 11,9%. Рынок демонстрировал положительную динамику десять месяцев подряд. Если в январе-феврале спрос продолжал по инерции сокращаться, то с марта наступила пора устойчивого роста.

«Динамика декабрьских продаж осталась в гармонии с предыдущими месяцами: продажи улучшились в процентах на двузначную величину по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Таким образом, несмотря на слабый старт в январе и феврале, за весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% год к году до уровня 1,596 миллиона штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан», — прокомментировал итоги года глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

После этого должен был последовать прогноз организации на наступивший год, но… его не было. И это очень удивило, ведь АЕБ выдавала свои ожидания даже в самые кризисные годы, а теперь, кажется, настала светлая полоса. Однако не все так просто. По большому счету, позитивный фактор только один – рост продаж по итогам 2017 года. А вместе с ним существует продолжающийся рост цен на автомобили, падение доходов россиян, увеличившиеся акцизы на новые машины, новые правила промсборки и непопулярные меры, которые уменьшают интерес к личной машине в Москве (а это очень существенная часть рынка страны!). Кроме того, в нынешнем году власти собираются проиндексировать утилизационный сбор, что тоже внесет свою лепту в дело корректировки ценников в автосалонах. Существует прогноз, что в 2018-м автомобили могут подорожать на величину до 15%! Будем надеяться, этот сценарий не сбудется, но факт остается фактом: на рынке слишком много негативных факторов, которые могут помешать дальнейшему прогрессу. Не будем забывать и о том, что перманентно увеличивается стоимость топлива, страховки и обслуживания машины. Те, кто подходит к приобретению вдумчиво и рационально, тоже принимают это во внимание.

Lada чувствует себя уверенно, как никогда в последние годы. Вазовцы продали 311 588 автомобилей, перевыполнив производственный план, обнародованный год назад, в котором значилось 292 232 машины. Спрос на «Лады» рос быстрее рынка в целом: +17% за отчетные 12 месяцев. У финишировавшей второй марки Kia прогресс еще больше (+22%), но достать отечественный бренд корейцам все равно пока не по плечу. Россияне купили 181 947 автомобилей Kia. А уже от третьего места (Hyundai, 157 858 автомобилей, +9%) отрыв «Лады» двукратный. Компания Renault заняла четвертую позицию (136 682 автомобиля, +17%) и стала последней маркой, которой удалось перешагнуть отметку в сто тысяч экземпляров. Замыкает пятерку лидеров Toyota с нулевой динамикой и 94 238 автомобилями.

В десятку также вошли Volkswagen (89 469 машин, +21%), Nissan (76 000 машин, +8%), Skoda (62 302 машины, +12%), коммерческое подразделение ГАЗа (58 617 машин, +5%) и Ford (50 360 машин, +18%). Американский концерн вернулся в ТОП-10, вытеснив оттуда УАЗ. Отечественные внедорожники в минувшем году расходились на 15% хуже, чем в 2016-м, что и привело к откату вниз. Колоссальным успехом отметилась Mitsubishi. У «трех бриллиантов» рост на 45% по итогам года и на 191% в декабре. Конечно, это обратная сторона глубокого падения прошлых лет, но все равно результат внушает уважение. Datsun сумел подрасти на 31%, Mazda – на 20%. Для обеих марок это серьезный успех, ведь в их линейках всего по две модели: on-DO и mi-DO у «Датсуна», «шестерка» и CX-5 у «Мазды» (продажи остальных «японок» исчезающе малы).

Помимо УАЗа, неудачников 2017 года оказалось немного. Это Lexus (-2%), Lifan (-3%), Audi (-18%), Land Rover (-3%), Porsche (-8%). Как видите, большая часть брендов относится к премиум-сегменту. Он стал плохо себя чувствовать? Возможно, ведь у «Мерседеса» прогресса не было, а положительная динамика есть только у двух концернов: BMW увеличил продажи на 9%, Volvo – на 26%.

В нижней части таблицы обращают на себя внимание две строчки. Молодой бренд Genesis (люксовое подразделение Hyundai) неплохо зашел на наш рынок. Всего две недешевые модели за год нашли 1031 покупателя. А ведь линейка марки только формируется, и в ней еще нет ни одного кроссовера. Так что весь успех еще впереди. Выжившие дилеры SsangYong продали 123 внедорожника – за 12 месяцев! Марка явно не питает интереса к нашему рынку и, возможно, в 2018-м все-таки его покинет.

В 2016 году «Ладу Гранта» с первой позиции оттеснил Hyundai Solaris (90 380 автомобилей против 87 726). В 2017-м в лидеры вышел Kia Rio, причем серебряный «призер» не поменялся, это все та же «Гранта» (96 689 автомобилей против 93 686). Solaris скатился аж до четвертого места: всего 68 614 автомобилей и пропасть до лидеров. А «бронзу» рыночной статистики завоевала «Лада Веста». Тольяттинский флагман, самая дорогая вазовская модель нашла 77 291 владельца. В 2016-м она тоже продавалась полный год, но только набирала обороты, а потому и результат был ниже – 55 174 автомобиля. С выходом на плановую мощность производства универсалов «Веста» должна подняться еще выше. Полагаем, «Гранту» она в наступившем году легко обойдет.

Hyundai остается утешаться тем, что на пятой позиции финишировал кроссовер Creta (55 305 машин). Он, конечно, частично отобрал покупателей у родственника-«Соляриса», зато уверенно обошел всех соперников в классе B-SUV. Без боя сдались и многолетний лидер Renault Duster, и вышедший одновременно с «Кретой» Renault Kaptur. В модельном зачете обращает на себя внимание мощный рывок вседорожника Volkswagen Tiguan: рост спроса в 2,7 раза! В наступившем году «немец» может дать бой Toyota RAV4, ведь все остальные его соперники уже остались позади.

Напоследок отметим, что все модели из ТОП-25 рынка производятся на территории России. Последней у нас прописалась Toyota RAV4, которой импортная сборка, впрочем, не мешала быть заводилой в сегменте.

Будем надеяться, что опасения АЕБ не подтвердятся, и российский рынок продолжит выходить из крутого пике в 2018 году. Резкого всплеска никто и не ждет, но плюс в пределах 5% можно будет назвать хорошим результатом.