Машины в России продолжают дорожать. Теперь перед покупкой желательно не только сопоставить цену с состоянием собственного банковского счета, но и проверить, не попадает ли желанная покупка под статус «роскошной». Если да, придется как минимум три года платить повышенный транспортный налог. Минимальный коэффициент – 1,1. Прибавка вроде бы небольшая, всего 10% к стандартной сумме, но тем не менее. Год назад в перечне Минпромторга было 919 автомобилей, на этот год их уже 1126. С по-настоящему премиальными моделями стоимостью от пяти миллионов рублей все понятно. Но дополнительный налог начисляется на машины ценой от трех миллионов рублей, и как раз эта граница наиболее интересна.
В феврале 2016 года компания Chevrolet представила на российском рынке «дешевую» версию внедорожника Tahoe стоимостью 2 990 000 рублей. Однако вышедший в феврале автомобиль нового модельного года ее лишен, и стартовая цена вернулась к прежней отметке в 3 450 000 рублей. Так что теперь за машину, которую на ее родине никому и в голову не придет назвать роскошной придется платить на 10% больше. А ведь налог на нее и без того немаленький: двигатель V8 после модернизации выдает 426 л.с. С другой стороны, предложение все равно привлекательное. Столько железа и лошадиных сил за такие деньги вряд ли получится найти у других марок.
Ford Explorer тоже родом из-за океана и тоже не считается в США признаком какого-то особенного достатка. Тем не менее, у нас без дополнительного «бонуса» от государства можно владеть только базовой комплектацией XLT за 2 849 000 рублей. Все остальные стоят от 3 139 000 рублей и попали в список Минпромторга. Утешиться остается тем, что в версиях Limited и Limited Plus внедорожник оснащается «налоговыгодным» двигателем мощностью 249 л.с., то есть базовая ставка начисления будет не самой высокой. А вот топовая модификация имеет под капотом 340 сил.
Имя Land Rover Defender в перечне автомобильной роскоши выглядит недоразумением. Этот британский внедорожник мало того, что аскетичен до предела, так еще и перестал сходить с конвейера еще в январе 2016 года. Включение его в список можно объяснить лишь тем, что повышенный налог для этой ценовой категории платится в течение трех лет, и даже проданные пару лет назад автомобили еще от него не освобождены. Касается сбор только дорогой комплектации Adventure Edition, но зато в обоих типах кузова – коротком 90-м и длинном 110-м.
До рестайлинга Toyota Highlander продавалась в России с мотором 2.7 и передним приводом. В начале 2014 года такую версию можно было купить за 1 760 000 рублей. Времена изменились. Обновленный кроссовер вернулся на наш рынок только с двигателем 3.5 V6, трансмиссией AWD и богатым оснащением. Плюс рухнувший курс рубля. В итоге машина стоит сейчас от 3 226 000 рублей, так что платить повышенный ежегодный сбор придется вне зависимости от комплектации. Утешение то же, что и у «Эксплорера» — мощность мотора от 250 л.с.
Любопытная картина сложилась с Toyota Land Cruiser Prado. В России он считается более престижным, нежели Highlander, и продается в 17 (!) раз лучше. При этом стоит он дешевле: «база» с бензиновым мотором стартует с 2 249 000 рублей, в пределах трех миллионов можно купить и дизельную машину с автоматом. В перечень Минпромторга справедливо попали все Prado с бензиновой «шестеркой» 4.0, отправная точка для которых – 3 275 000 рублей. Но при этом дорогие версии дизельных внедорожников в списке не упоминаются, хотя уровни оснащения «Элеганс», «Престиж» и «Люкс» по всем правилам должны были в него войти.
BMW X3 и Mercedes GLC попали под повышенные ставки практически полным составом, тогда как близкие по цене Audi Q5 и Volvo XC60 в сумме упомянуты только в четырех комплектациях. Сейчас все эти машины (кроме «шведа») стоят больше трех миллионов даже в начальных версиях, так что на следующий год они пополнят перечень.
Nissan Murano с двигателем 3.5 V6 можно покупать смело. Даже упакованная по-максимуму машина обойдется в 2 915 000 рублей. А вот гибрид, продажи которого единичны, предлагается только в максимальной комплектации за 3 265 000 рублей. Кроме того, отдача его силовой установки составляет 254 л.с., тогда как у чисто бензинового аналога традиционные для нашего рынка 249 сил. Нужно очень любить гибридные технологии, чтобы сделать выбор в их пользу на Murano!
Модели, у которых в список Минпромторга попали только отдельные комплектации, вообще немало. Например, внедорожник Volkswagen Touareg обойдется без повышенного налога, если выбрать автомобиль с трехлитровым дизелем V6. Седан Lexus ES станет «роскошным» с точки зрения закона только в исполнении Premium с двигателем 3.5, BMW 3-Series – только в модификации 340i, а Jaguar XE – с 240-сильным дизелем, полным приводом и уровнем оснащения Portfolio. Genesis G80 обкладывается стандартным налогом в комплектациях Business и Advance, повышенным – в Premium, Luxury и Ultimate.
Даже если просмотреть обширный перечень мельком, бросается в глаза обилие ошибок. Так, для BMW X3 xDrive20d заявлен двигатель объемом 3,0 литра, у «Мерседеса» фигурируют таинственные модели 220d AMG и 220d AVG. Кроме того, в списке присутствует Mercedes C180 без уточнения типа кузова. Логика подсказывает, что речь идет о кабриолете (от 3 430 000 рублей), ведь седан стоит от 2 140 000 рублей, а купе – от 2 550 000. Понятно, что это банальные опечатки, но видеть их в официальном документе, который составляли явно не наспех на подоконнике министерства, странно. И нет гарантии, что такие ошибки не обернутся для владельцев неправильно начисленными налогами.