В последние годы статистика аварийности на российских дорогах медленно, но верно улучшается. По данным Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) МВД, который входит в структуру Госавтоинспекции, за прошлый год количество аварий с пострадавшими сократилось на 5,6% (до 173,6 тысячи) по сравнению с тем же периодом годом ранее. В них погибло 20,3 тысячи человек (–12,1%) и ранено 221,1 тысячи (–4,3%). Прогресс очевиден: число смертей за последние десять лет удалось снизить примерно на треть.
В этом есть заслуга нескольких факторов. В совокупности сработали ужесточение наказаний за нарушения, установка на дорогах камер видеофиксации нарушений, выросшая в связи с этим культура вождения, улучшение качества дорог. Эффект мог бы быть больше, будь эти меры не фрагментарными, действующими в отдельных регионах, а более массовыми, охватывающими всю страну. Кроме того, свою лепту внесло обновление автопарка. Даже самая доступная модель российского рынка, «Лада Гранта», намного безопаснее древних гнилых «Жигулей» и «Москвичей».
Однако положительная динамика наблюдается не по всем показателям. Так, в 2016 году зафиксировано 15,6 тысячи аварий из-за нарушений ПДД водителями в состоянии опьянения. Это на 2,1% больше, чем в 2015-м. В НИЦ БДД полагают, что в текущем году рост продолжится и может составить до 5%. При этом погибших в «пьяных» ДТП станет больше на 10%. То есть прогноз на 2017-й таков: 16,3 тысячи аварий из-за нетрезвых водителей и около 4,9 тысячи смертей. При этом общее число ДТП, скорее всего, снизится на 4–12%.
Еще один серьезный повод для беспокойства – количество катастроф с участием автобусов. Их водители, нарушив Правила, устроили в прошлом году 5,2 тысячи аварий. Это на 6% больше, чем в 2015-м, а вообще этот показатель стабильно растет, начиная с 2014 года. А за первые шесть месяцев текущего года в России на 21% выросло количество пассажиров, погибших по вине водителей автобусов. Масштабные проверки ГИБДД, прошедшие летом, выявили тысячи фактов эксплуатации автобусов с техническими неисправностями. Кроме того, в ведомстве указываю на недостаток контроля за перевозками и низкую квалификацию водителей.
Буквально на днях ГИБДД выдала долгосрочный прогноз по ситуации на дорогах на несколько лет вперед, и он – внезапно! – оказался очень пессимистичным. Новый начальник дорожной полиции России Михаил Черников подтвердил тенденцию к снижению смертности на дорогах, однако указал на негативные факторы. Так, в каждом третьем субъекте РФ количество жертв автокатастроф в 2017 году увеличилось, в 14 субъектах стало больше «пьяных» аварий.
В автоиснпекции подготовили проект стратегии безопасности дорожного движения в стране до 2023 года. Официально он еще не стал достоянием общественности, его обсуждали за закрытыми дверями, но некоторые подробности стали известны благодаря изданию «Коммерсантъ».
Согласно приведенным в документе цифрам, Россия теряет ежегодно 2% ВВП в результате аварий. Снижение аварийности в последние годы названо «нестабильным», так как положительная динамика 2006–2008 годов сменилась ростом в 2010–2012-м. ГИБДД представила два сценария развития в зависимости от темпов развития экономики — «инерционный» и «прогрессивный». Согласно обоим, после 2018 года ожидается резкий рост числа погибших в ДТП, то есть глобальная смена вектора последнего десятилетия. В ведомстве полагают, что в 2022 году на дорогах будет погибать примерно 30 тысяч человек ежегодно. И это по «инерционному» сценарию, более оптимистичному! Второй расклад предполагает рост жертв до 32-33 тысяч человек. Это означает, что Россия потеряет весь достигнутый с середины 2000-х прогресс.
Судя по приведенным в проекте причинам, ГИБДД себя виновной в таких показателях не считает. Авторы документа пеняют на влияние «внешней среды», негативно влияющей на безопасность движения. В числе конкретных проблем указаны неконтролируемый рост автомобилизации населения, старение автопарка, отсутствие действенного контроля за техсостоянием машин, увеличивающийся разрыв между темпами автомобилизации и развитием улично-дорожной сети, повышение среднего возраста водителя. Упоминаются также «приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности» над сохранением жизни участников движения (что под этим понимается, неизвестно), а также наличие «ряда экономических проблем», препятствующих принятию необходимых мер для снижения аварийности.
Любопытно, что конкретных мер по исправлению ситуации в документе не приводится. Видимо, и в этой сфере ГИБДД считает себя сторонней организацией. Как всегда, авторы громких проектов сильны в расплывчатых формулировках. По их мнению, необходимо создать «в общественном сознании негативное отношение к нарушителям в ПДД», развивать «механизмы экономического стимулирования» водителей к соблюдению ПДД с помощью «налогообложения, лицензирования, страхования», а также развивать «принципы автоматизации управления дорожным движением на основе высокотехнологичной электронной и мобильной техники». Впрочем, одно четкое предложение в проекте все-таки есть. Как нетрудно догадаться, Госавтоинспекция хочет, чтобы на дорогах стало еще больше рассылающих штрафы камер.
Стратегия еще не вычитана всеми ведомствами и министерствами и не согласована. Однако уже сообщается, что выполняться она станет в два этапа. На этом этапе в 2018-2020 годах будет завершено выполнение федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2013–2020 годов». На нее выделено 35,6 миллиарда рублей, большая часть которых направлена на установку ограждений, освещения и (вы правильно догадались!) камер. Также будет «наращиваться потенциал» для дальнейших работ. Основным же назначен двухлетний период 2021–2023 годов, но план мероприятий для него еще не утвержден и, судя по всему, даже не обсуждался.