Родоначальником сегмента, пожалуй, стоит признать Infiniti FX, появившийся в 2002 году. Тогда он был единственным в своем роде. Поэтому все удивились его необычному силуэту и окрестили «спортивным»: термин «купе-кроссовер» еще не вошел в обиход. У японцев получилась действительно очень удачная машина, которая полюбилась покупателям, в том числе – российским. Тогда еще производители из Страны восходящего солнца нечасто баловали неожиданными премьерами.
Infiniti FX первого поколения (вверху) и ныне выпускаемый Infiniti QX70 (внизу)
Подтверждение успеха модели – второе поколение, по дизайну несильно отличающееся от предшествующего. Если первый FX выпускался с только с бензиновыми моторами объемом 3,5 и 4,5 литра, то новичок получил в свое распоряжение и трехлитровый дизель в надежде привлечь больше европейских покупателей. Правда, бензиновые атмосферники стали еще внушительнее, прибавив до 3,7 и пяти литров соответственно. Даунсайзинг и турбонаддув японскому купе-кроссоверу пока неведомы.
В 2013 году марка Infiniti провела ребрендинг, и FX превратился в QX70. Смена имени, впрочем, не отменяет того факта, что вседорожник выпускается с 2008-го и уже просится на замену. Преемника, вероятно, стоит ждать в следующем году. В России доступны все три версии (дизельная и две бензиновые) по цене от 2 799 000 рублей.
В первом поколении «японец» конкурентов так и не дождался. Мировая премьера BMW X6 состоялась в начале 2008 года. И вот уже баварское творение не оставило никаких сомнений: на вседорожном шасси оказался чисто спортивный силуэт. Дизайн, впрочем, получился неоднозначным. Однако все законы «купейного» жанра в Мюнхене соблюли: высокая линия остекления, покатая задняя стенка кузова и не слишком практичные места второго ряда… Клиентам смелый ход понравился, и у Infiniti появился очень серьезный соперник.
Концепт BMW X6 первого поколения (вверху) и ныне выпускаемый BMW X6 M (внизу)
BMW X6 стоил заметно дороже Infiniti, но при этом превосходил японскую модель по качеству отделки, количеству опций и ездовым повадкам. Для доказательства последнего тезиса достаточно упомянуть, что «икс-шестой» может оснащаться активным задним дифференциалом (кстати, он получил этот аксессуар первым из всех BMW). Да и выбор моторов у немецкого купе-кроссовера пошире. Трехлитровые «шестерки», бензиновая и дизельная, а также бензиновый мотор 4.4 битурбо – это симметричный ответ двигателям Infiniti FX. Однако в арсенале BMW X6 оказались еще несколько более мощных дизелей, включая появившийся несколькими годами позднее умопомрачительный мотор с тройным наддувом и отдачей 381 л.с. Плюс к этому – заряженная М-версия с 555 силами под капотом и гибрид.
С 2014 года BMW X6 выпускается во втором поколении. Как и Infiniti, он остался верен своему дизайну и концепции, став чуть мощнее, чуть быстрее и чуть роскошнее. В России автомобиль доступен в шести модификациях по цене от 4 480 000 рублей.
В 2009 году в перспективный сегмент попыталась «вписаться» Acura. Премиальное подразделение «Хонды» пошло по стопам BMW: за основу взяли классический вседорожник-универсал MDX и одарили его купеобразным кузовом. Так получилась Acura ZDX. Уж насколько неоднозначен был X6, но у японцев получилось нечто откровенно страшноватое. Вышла промашка по всем фронтам. Новых клиентов ZDX марке не принес, а старые предпочитали модели более консервативной внешности. Производство машины свернули всего четыре года спустя, в 2013-м. Суммарные продажи едва перевалили за 5,5 тысячи автомобилей. Единичные экземпляры, ввезенные подержанными частным порядком, можно встретить в России.
В утешение «Акуре» можно вспомнить о кроссовере с еще более страшной внешностью. C 2006 года выпускается SsangYong Actyon, который тоже можно отнести к касте купе-кроссоверов из-за покатой пятой двери. Правда, ни производитель, ни потребители его таковым не считают, так что и мы не будем присваивать этой машине лишних званий.
Новых конкурентов Infiniti FX/QX70 и BMW X6 пришлось ждать долго. В 2011 году Land Rover расширил свою премиальную линейку моделью Range Rover Evoque. Вот она могла претендовать на звание купе с большим правом, ведь у нее предусмотрено трехдверное исполнение. Да и в целом «Эвок» на все сто соответствует этому обозначению: он легкий и не лишенный изящества, а не большой вседорожник, неловко притворяющийся спортсменом. Российские дилеры просят за самый компактный Range Rover как минимум 2 673 000 рублей.
Выход «Эвока» словно стал сигналом для остальных, что пока еще пустой сегмент надо насыщать. Один за другим начали плодиться слухи о готовящихся купе-кроссоверах чуть ли не у всех премиальных брендов. Но первым снова стал концерн BMW. В 2014 году в продажу поступила модель Х4. Рецепт был тот же, что и в случае с «икс-шестым», только за основу был взят более компактный BMW X3. С ним же «четверка» делит моторную гамму. Этим объясняется отсутствие у имиджевой машины заряженной М-версии, что для баварцев достаточно странно. Впрочем, по слухам, таковая ожидается. Пока же BMW X4 можно купить в России с одним из шести моторов по цене от 2 880 000 рублей.
В 2015-м в гонку наконец-то вступил Mercedes-Benz, запустивший в серию GLE Coupe. С одной стороны, автомобиль принципиально новый: купе-кроссовер с прежде не использовавшимся индексом. Однако на деле это всего лишь вариация на тему Mercedes M-класса, да не нового, а рестайлинговой версии машины 2011 года. Обозначение GLE появилось в результате наведения порядка с названиями моделей из Штутгарта. Mercedes-Benz GLE Coupe доступен в России с пятью двигателями на выбор. Стоимость базовой версии – 4 990 000 рублей.
В начале текущего года Mercedes показал еще один купе-кроссовер. Он появился в линейке семейства GLC, преемника угловатого GLK. Можно сказать, что компактный стиляга только начинает знакомство с российскими дорогами (даже обычные GLC на них пока еще редкость). Заказы уже принимаются. Для машины доступны по две бензиновых и дизельных «четверки». Покупка облегчит счет как минимум на 3 660 000 рублей.
Пополнение класса этими моделями не закончится. Готовятся новинки у Audi, собираются расширить предложение BMW и Mercedes, в купе-кроссоверы скоро превратятся Range Rover Sport и Porsche Cayenne… Однако и более близкие к народу марки вдруг обратили свои взоры на доселе элитный сегмент. Первой серийной ласточкой стала Mazda CX-4, представленная минувшей весной в Китае. Правда, пока японцы собираются продавать свою имиджевую модель только в Поднебесной. Но за ними наверняка последуют другие, так что конкуренция, можно не сомневаться, выйдет за пределы рынков стран Азии.