История столичного ЗИЛа началась с… молебна, который сопровождал церемонию закладки нового предприятия летом 1916 года. Завод Автомобильного московского общества (сокращенно – АМО) освоил выпуск полуторатонного итальянского грузовика FIAT 15 Ter, представленного тремя годами ранее. В 1917-1919 годах было собрано чуть более 1300 машин из закупленных в Италии комплектующих. А потом они закончились, завод за срыв военного заказа был национализирован и превратился в ремонтные мастерские. К слову, затянувшееся строительство к этому моменту еще не было завершено.
Производством грузовиков в Москве снова занялись только в 1924 году. Прообразом «первого советского автомобиля» «АМО-Ф15» стал все тот же FIAT 15 Ter, на который у советской стороны уже была техническая документация. Машину выпускали до 1931 года и непрерывно модернизировали, стараясь хотя бы частично избавиться от технического несовершенства устаревшей конструкции.
К 1930 году завод АМО был основательно реконструирован и модернизирован. В Москве начали осваивать новую модель, на сей раз – по лицензии американцев. АМО-2 представлял собой грузовик Autocar-5S родом из США и мог перевозить уже 2,5 тонны груза. До 1931-го было собрано более 1700 машин из зарубежных комплектующих. Затем автомобиль был локализован и получил новое обозначение – АМО-3.
А в 1933 году с конвейера начала сходить машина, которой суждено было стать трудягой, героем войны и легендой одновременно. К тому моменту АМО было переименовано в Завод имени Сталина, а имя того автомобиля – ЗИС-5, он же «трехтонка» или «Захар». К 1934-му на предприятии был закончен очередной виток модернизации. Мощность достигла ста тысяч машин в год, а тираж грузовика превышал 60 экземпляров в сутки. До 1948 года в Москве произвели около полумиллиона ЗИС-5, а если прибавить сюда последующую «карьеру» модели на заводах в Ульяновске и Миассе, то цифра вырастет вдвое! Серийно выпускались почти два десятка разных модификаций. В их числе – упрощенная военная с одной фарой и тормозами только на задних колесах.
Еще в конце 1930-х ЗИС приступил к разработке грузовика нового поколения. Его ключевыми отличиями от предшественников должны были стать грузоподъемность до пяти тонн и цельнометаллическая кабина. До войны успели изготовить несколько прототипов, но на конвейере модель под индексом ЗИС-150 оказалась только в 1947 году. Из-за нехватки металла первые кабины все-таки частично были изготовлены из дерева, а на борт автомобиль мог брать всего четыре тонны. Машина сменила несколько имен. В 1956-м она стала ЗИЛом-150, а годом позже перенесла серьезную модернизацию и превратилась в ЗИЛ-164.
Следующий шаг завод сделал в 1963 году, когда на конвейер встал ЗИЛ-130. Если семейство 150/164 разошлось тиражом чуть более 750 тысяч экземпляров за 16 лет, то «сто-тридцатый» прожил до середины 1990-х, и его суммарный выпуск составил порядка 3,5 миллиона машин. Грузовик приводил в движение шестилитровый бензиновый двигатель V8 мощностью 150 л.с. В списке инноваций — синхронизированная 5-тиступенчатая коробка передач, гидроусилитель руля, стеклоомыватель, панорамное ветровое стекло. С конца 1980-х основательно модернизированный ЗИЛ-130 выпускался с новой кабиной как ЗИЛ-4331.
В 1968 году Завод имени Лихачева получил задание разработать грузовик с бескапотной кабиной и трехосным шасси. Проект ЗИЛ-170 в Москве успешно реализовали, но выпускать эту машину в столице было не суждено. В Набережных Челнах заложили абсолютно новое предприятие, и машина стала КАМАЗом. Кстати, в серию она пошла в соответствии с изначальным планом – в 1976 году.
Расставшись с перспективным бескапотником в принудительном порядке, ЗИЛ оказался в затруднительном положении. Создание замены «сто-тридцатому» (упомянутый выше ЗИЛ-4331) затянулось. В результате чего модель появилась на рынке только в конце 1980-х, но новой в полном смысле ее назвать было нельзя. В 1990-е спрос на продукцию завода стал катастрофически падать. На свободном рынке были в цене малотоннажники, с которыми успел подоспеть ГАЗ.
ЗИЛ решил занять нишу на ступень выше и подготовил трехтонный «Бычок» (индекс 5301). Ради снижения себестоимости и большей унификации старались по-максимуму использовать узлы и решения от большого ЗИЛа-4331. Дизель взяли минский – тракторный ММЗ-245 объемом 4,5 литра. Неподходящий мотор, низкие уровень комфорта и качество изготовления помешали машине стать популярной и любимой. Фактически на ней и заканчивается история массового производства на Заводе имени Лихачева.
До собственного столетия Завод имени Лихачева не дожил совсем немного. Ему стало плохо еще в 1990-е, когда предприятие так и не смогло найти свое место в новых экономических реалиях. Но встретить вековой юбилей было не суждено даже опустевшим цехам. Они пали жертвой своего расположения: близость к центру столицы сыграла роковую роль, и теперь на их месте растет очередной жилой комплекс, так «нужный» мегаполису.
О легковых моделях ЗИС и ЗИЛ – в нашей следующей статье.