Примем меры: как ГИБДД станет сокращать смертность на дорогах

«Стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы» предусматривает снижение количества погибших в результате ДТП с нынешних 13,8 человека на 100 000 жителей до четырех (не более 6000 смертей в год против нынешних 19 000). Таких успехов не достичь без серьезных, радикальных шагов: обычными мерами результата не достигнуть.

На этой неделе ГИБДД опубликовала свой документ. Он содержит конкретные меры, которые ведомство предлагает реализовать в ближайшее время. Проект отправят на согласование в заинтересованные министерства, а после этого – в правительство. Сообщается, что все инстанции он должен пройти до 8 июля. Спешка понятна: стратегия рассчитана всего на шесть лет, и затягивать с ее претворением в жизнь попросту некогда.

План состоит из пяти тематических разделов, в сумме включающих в себя 94 пункта. Основные обозначенные блоки – это «Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения», «Повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов», «Совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении», «Изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения» и «Развитие системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП».

Водителей в наибольшей степени касается предпоследний раздел. Первые его пункты не слишком интересны, в них описывается ведение пропаганды соблюдения ПДД. Читая их по диагонали, можно пропустить самое главное. Документ упоминает «проработку вопроса об использовании общественного контроля» и «организационно-методическое сопровождение возможности фиксации, передачи в полицию видеоматериалов, снятых свидетелями нарушений правил дорожного движения с помощью специальных приложений для мобильных устройств, и правовое обеспечение упрощения механизма привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности за такие правонарушения».

Иными словами, сообщения от пешеходов и автомобилистов о нарушителях станут чаще приводить к наказанию. Сейчас это происходит в редких случаях. Ситуацию должны изменить корректировки в законодательстве и запуск специального софта. Последний разрабатывается давно, но в общий доступ пока не попал. Отдельные мобильные приложения, которые есть в Москве и некоторых других регионах, не в счет. Они работают на ограниченной территории и для определенного набора нарушений. План ГИБДД говорит об общероссийской программе.

Автоинспекция также предлагает использовать алкозамки, блокирующие запуск двигателя при улавливании паров алкоголя в выдохе водителя. Их установка грозит автомобилистам, ранее привлекавшимся за вождение в нетрезвом виде. Упоминается некое «психофизиологическое обследование» (без раскрытия термина), которое хотят сделать обязательным для водителей, управлявших машиной в состоянии опьянения выше определенной степени. Продолжит активно расширяться сеть дорожных камер фиксации нарушений, а им в помощь ГИБДД хочет отрядить бортовую систему ЭРА-ГЛОНАСС, которая сейчас является обязательной для всех новых автомобилей. Так что опасения насчет глобальной слежки и контроля за гражданами небеспочвенны. Будет усовершенствована система привлечения к ответственности иностранцев. Вероятно, речь идет преимущественно о контроле нарушений машин с иностранными номерами, зафиксированных камерами.

В блоке об оказании первой помощи содержится любопытная норма о включении в состав автомобильной медицинской аптечки термоодеяла. Оно предназначено для укрытия и переноса пострадавшего в холодное время суток. В рамках «совершенствования системы управления безопасностью дорожного движения» ГИБДД хочет улучшить систему учета показателей и статистики.

Для сокращения детского травматизма планируется активно заняться обучением ПДД во всех учебных заведениях, больше внимания уделять контролю, а также внедрить прокат автокресел, оснащать элементы детской одежды и рюкзаки светоотражателями, ужесточить требований к водителям школьных автобусов. Кроме того, ГИБДД указывает на необходимость уменьшить количество рекламы вдоль дорог и оптимизировать скоростной режим в населенных пунктах. Последнее, вероятно, подразумевает появление зон с ограничением максимальной скорости 50 км/ч и ниже.

Дальнейшая судьба плана после отправки в правительства пока не до конца понятна. Очевидно, что реализовывать его нужно начать в кратчайшие сроки. Ведь России отвели шесть лет на то, что ведущие европейские страны делали несколько десятков (!) лет. Даже новый начальник Госавтоинспекции Михаил Черников отметил, что нулевая смертность к 2030 году – это, скорее, гипотетическая цель. К ней будут стремиться, но, очевидно, не достигнут. Достаточно сказать, что нулевой смертности не добилась пока ни одна страна в мире. Даже из числа наиболее развитых.

Любопытно, что в три года назад Дмитрий Медведев утвердил трехлетний план по борьбе с аварийностью на дорогах. Он предусматривал введение залога за автомобиль, отобранный у пьяного водителя, ряда ограничений для злостных должников по штрафам, штрафа за опасное вождение, повышающих коэффициентов по ОСАГО для нарушителей, системы «накопленной» ответственности, по которой можно было лишиться прав за определенное количество нарушений за год. Как известно, ни один из этих пунктов так и не был реализован! Даже норма об опасном вождении, появившись в ПДД, так и осталась без соответствующей статьи в КоАП. Есть все шансы, что то же самое случится и с новой стратегией.